«Он создал наш первый университет. Он сам был нашим первым университетом», – говорил гений Пушкин о гении Ломоносове.
Указ об учреждении Московского университета императрицей Елизаветой Петровной был подписан 12 января (по старому стилю) 1755 года. Его куратором назначили графа Шувалова. При университете были устроены две гимназии. Ломоносов активно участвовал в составлении университетского устава и учебных планов. Именно в типографии Московского университета была напечатана «Российская грамматика» М.В.Ломоносова тиражом 1200 экземпляров. Вскоре из печати вышла первая книга – «Собрания разных сочинений в списках и прозе коллежского советника и профессора Михайло Ломоносова».
В 1760–1761 годах Ломоносов работает над поэмой «Пётр Великий», в которой создает образ просветителя – страстного, сильного духом творца. Сам ученый был последовательным борцом за демократизацию образования. Он составил проект регламента академической гимназии и в программу гимназического образования ввел русский язык, русское красноречие и русскую историю. Михаил Васильевич считал, что иностранные языки (прежде всего латинский) необходимо изучать серьёзным образом, а преподавание оснований наук (арифметики, геометрии и географии) вести на русском языке.
Предметом особой заботы Ломоносова было воспитание подростков. В главе «Об узаконении для гимназистов» он требует от «младых отроков» соблюдения религиозно-нравственных заветов и «простирать крайнее прилежание к наукам, и никакой другой склонности не внимать, чтобы рачение к учению урон или многое послабление не потерпело. Все, что помогает учению, добродетельно, а что мешает – порочно». Ломоносов вменяет гимназистам в обязанность беспрекословное послушание учителям, а также «отбегать от ссор междоусобных, а особливо от бесчестных браней и драк, не попрекать другого природными недостатками и не злобствовать, не мешать другим в ученьи».
В главе «Об обязанностях учителей» М.В.Ломоносов пишет: «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамильярно. Первое производит к ним ненависть, второе – презрение. Умеренность не дает места ни тому, ни другому; учитель должен не только словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».
В январе 1760 года он был назначен руководителем университета и гимназии Петербургской Академии Наук. Ему удалось добиться увеличения гимназических стипендий до 48 рублей в год. В ту пору гимназии, кроме Петербурга, действовали в Москве и Казани. М.В.Ломоносов и И.И.Шувалов стремились расширить их сеть по всей России.
Российский университет устраивался по примеру европейских. В регламенте Петербургского университета, представленном М.В.Ломоносовым на обсуждение академиков в июле 1759 года, указывались правила приема профессоров в университет, производства в профессорское звание, расписывались обязанности профессоров как заведующих кафедрами. Вторая часть регламента была посвящена условиям приёма студентов со стороны и перевода из гимназии, порядку «хождения» их на лекции, проведения занятий, экзаменов, правилам поведения, поощрения и наказаниям, выпуску и распределению после завершения учёбы. По Ломоносовскому проекту университет должен был выпускать не только адъюнктов и переводчиков, но и врачей, аптекарей, юристов, металлургов, садовников и т.п. Он вменял в обязанность студентам учить иностранные языки (французский, немецкий) и самостоятельно читать основную научную литературу по специальности. Такая широкая университетская программа обучения закладывала прочные основы народного образования в России. Стране нужны были грамотные люди.
11 января 1760 года М.В.Ломоносов выступил на заседании Академического собрания с докладом о необходимости открытия университета в Петербурге. Он понимал, что истинная цель народного просвещения не только в том, чтобы передать учащимся определенную сумму знаний по различным наукам, но и в том, чтобы пробудить в каждом человеке творца, способного на труд во имя общего блага.
В мае 1761 года Ломоносов пишет в Сенат записку «Краткий способ приведения Академии Наук в доброе состояние», где предлагает обновить кадры в канцелярии, устав и систему финансирования академии, расширить сословный состав учащихся гимназии и университета, повысить качество образования. Цель реформ: «чтобы науки возросли и распространились в России. Науки изыскивают темы, общеполезны сами по себе, а ученые – это государственные люди, действия их направлены на приращение благополучия людей, человеческого рода».
Ломоносов умер в апреле 1765 года. Через 21 год после его смерти императрица Екатерина подписала указ о народных училищах. Научные труды и образовательные идеи М.В.Ломоносова пригодились, они способствовали развитию российской науки, народного образования и росту могущества государства Российского.
Науки возросли и распространились в России, как того хотел великий ученый и патриот.