Интернету в последнее время придаётся значение эпохальное. Что-то вроде скатерти-самобранки и палочки-выручалочки. Здесь и знания можно черпать в неимоверных количествах, и своими достижениями делиться, и с людьми знакомиться, и счета оплачивать, и товары да услуги покупать. Даже деньги зарабатывать при желании и сноровке можно. А уж что касается развлечений – чего только тут нет: игры на любой вкус, зрелища от самых массовых до самых интимных, газеты, радио, телевидение.
Появляется особый тип личности – человек, не мыслящий себя без Интернета, проводящий немалую, если не сказать – большую, часть своей жизни в виртуальном пространстве. Это уже не просто увлечение, это способ существования. Малоподвижное бытие возле компьютера формирует человека как телесно, так и духовно.
Что может произойти с телом мыслящего существа, когда его заменяют механизмы, описано в фантасмагорическом стиле Гербертом Уэллсом в его романе «Война миров»:
«Внутреннее анатомическое строение марсиан, как показали позднейшие вскрытия, оказалось очень несложным. Большую часть их тела занимал мозг с разветвлениями толстых нервов к глазам, уху и осязающим щупальцам. Кроме того, были найдены довольно сложные органы дыхания – легкие – и сердце с кровеносными сосудами».
«Любопытно, что один писатель, склонный к лженаучным умозрительным построениям, еще задолго до нашествия марсиан предсказал человеку будущего как раз то строение, какое оказалось у них… Автор статьи доказывал, излагая свою мысль в веселом, шутливом тоне, что развитие механических приспособлений должно, в конце концов, задержать развитие человеческого тела, а химическая пища ликвидирует пищеварение; он утверждал, что волосы, нос, зубы, уши, подбородок постепенно потеряют свое значение для человека, и естественный отбор в течение грядущих веков их уничтожит. Будет развиваться один только мозг. Еще одна часть тела переживет остальные – это рука, «учитель и слуга мозга». Все части тела будут атрофироваться, руки же будут все более и более развиваться».
Конечно, во многом эти мысли – следствие увлечения модной в те годы теорией эволюции Дарвина, и никто знать не может реальных последствий прогресса, обездвиживающего человека (по крайней мере, со времён Герберта Уэллса прошёл уже век), но контуры грядущих бед видны уже сегодня. С младенчества ребёнок привыкает к обильной пище и малоподвижному образу жизни, когда же вместо традиционных в прошлом дворовых и уличных развлечений он прирастает к компьютеру, многое в его организме не получает развития. Само понятие деятельности для него смещается в сферу интеллекта, в пределы, не связанные с физическими нагрузками. Тело становится настолько лишним, второстепенным, что на него не обращают внимания, и даже удовольствия телесные перестают быть первоощущениями в жизни человека. Интернет высушивает их, как пустыня, – каналы, по которым не течёт вода.
Что же касается духовного иссушения, то тут дело обстоит куда безнадёжней. Обнажённые формы стали привычным явлением, на которое не особо и обращаешь внимание, когда открываешь даже самый безобидный сайт. Читать газету, украшенную женскими прелестями, вполне безопасно, примерно, как читать на пляже, но закрадываются сомнения: если ничем более нельзя заполнить её страницы, стоит ли тратить время на столь пустое чтиво?
Но это ещё вершина айсберга, надвигающегося на души человеческие. Содом и Гоморра, разрушенные и сожженные Господом за разврат и прелюбодеяния, восстали из пепла в виртуальном пространстве во всей низости своего грехопадения. В обычной жизни человек не встретит такого разнообразия мерзостей духовных, такого скопления порока, как в Интернете. Поэтому, проводя Интернет в самые глухие уголки России, кому в угоду действуем мы?
Казалось бы, о чём беспокоиться? Если человек добропорядочный, то он не поддастся искушениям, не полезет в эти дебри разврата и детей своих постарается оградить. Но дело даже не в каждом отдельном случае, дело в принципе, заложенном в основание Интернета. Добро и зло, на равных расположенные в сети, – явление на самом деле страшное. Приравнивая зло к добру, человек признаёт их равное право на существование, а значит, и отказывается от борьбы со злом как в себе, так и в окружающем мире. Приравнивая зло к добру, он заявляет: нет ни добрых, ни злых поступков. Существование «по ту сторону добра и зла» – это хаос. Хаос, рождаемый нивелировкой понятий, утратой точек отсчёта, нравственных ориентиров, есть начало гибели общества, государства.
Так что ещё до того, как в человеке произойдут необратимые эволюционные изменения, мы можем исчезнуть с лица Земли по причинам духовного распада и превращения в существ, лишённых нравственного инстинкта, попросту говоря, в животных, пусть и с более развитым мозгом.
Ещё один важный момент: Интернет – орудие глобализации, унифицирующей человека, лишающей своеобразия представителей самых разных народов. Так было издревле – народы отличаются друг от друга, ведь для чего-то люди собирались в единое целое? Это как групповой снимок: сотри лица – что останется? Народ – это структурообразующая единица населения Земли. Исчезнут различия между народами – исчезнет способность людей жить в определённых условиях и определённом климате. Конечно, условия жизни в современных городах максимально приближаются к комфортным для человека, а потому похожи в разных частях света: там, где холодно, жилища отапливаются, там, где жарко, воздух охлаждается кондиционерами. Но, тем не менее, условия эти не настолько близки, чтобы любой человек из любой страны мог безболезненно поменять место жительства.
Интернет уничтожает внутреннее многообразие человечества, привнося доминирующую культуру, пусть мощную, пусть яркую, но так же, как и прочие, этнически ограниченную, в сознание всех своих пользователей. Смотрел как-то передачу на спортивном канале, где героем был защитник «Спартака» Сергей Паршивлюк. Когда молодого футболиста спросили о его культурных предпочтениях, он стал называть авторов, произведения, фильмы, актёров, среди которых не было ни одного русского имени или названия. Выглядело это ужасно, хотя и многое в настроениях современной молодёжи объясняло.
Почему, допустим, молодые люди не хотят служить в армии. А что им защищать и, главное, от кого? Всё, что близко, что дорого им, их духовные и душевные предпочтения находятся там – на той стороне, которой мы сегодня противостоим, от которой, как нам кажется, защищаемся, хотя внутренне давно уже завоёваны ею. Молодые люди давно уже граждане мира по своим потребностям и предпочтениям. Завоевать страну, противостоящую тебе в целом, но где каждый отдельный житель не желает участвовать в этом противостоянии, проще простого.
Вот таковы вкратце последствия появления на наших просторах всемирной сети Интернет, которую неслучайно называют паутиной. Приветствуя в её лице прогресс, мы вольно или невольно запутываемся в ней, теряем многое из того, что является частью нас, лишаемся многообразия, свободы физической и духовной.