Русь славится своими святыми. Их подвигами и трудами, чудотворениями укрепляется вера Христова. В церковных святцах записаны имена около ста Иоаннов. Потому в православных семьях мальчиков чаще всего и называли Иванами (Иоанн в переводе с еврейского – благодать Божия). Одним из самых почитаемых небесных заступников и молитвенников за россиян является Иоанн Кронштадтский, память его отмечается 2 января.
Родился он 1 ноября 1829 г. в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного дьячка Ильи Сергиева и жены его Феодоры. На свет появился настолько слабый и болезненный малыш, что родители тотчас же совершили таинство крещения его в честь Иоанна Рыльского, празднуемого церковью в этот день. Младенец поправился.
Семья жила крайне бедно. Отец с раннего детства брал сына с собой в церковь, воспитал в нем любовь к богослужению. Картины горя, слез и страданий родных и односельчан сделали Ивана вдумчивым, сосредоточенным и замкнутым. В то же время все это воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам.
Отец обучил его грамоте, после отдал в Архангельское приходское училище. Учеба не давалась Ивану, и он постоянно молился о даровании ему способностей. И однажды ночью после горячей молитвы мальчика вдруг всего потрясло. Как вспоминал св. Иоанн, «будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно стало на душе». С этого момента он стал лучше читать и запоминать прочитанное. Он был в числе первых выпускников училища, а затем и Архангельской семинарии, по окончании которой с отличием его приняли учиться на казённый счёт в С.-Петербургскую духовную академию.
Когда умер отец, молодой студент выхлопотал себе канцелярскую работу и весь скудный заработок отправлял матери.
Иоанн мечтал о миссионерской деятельности в Сибири или Северной Америке. Но однажды во сне он явственно увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности никогда не был.
В 1855-м Иоанн Сергиев окончил академию со степенью кандидата богословия. Ему было предложено вступить в брак с дочерью настоятеля Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же храме. Вспомнив сон, он принял это предложение.
Когда же Иоанн впервые вошёл в предписанный ему собор, то был поражен так, что остановился. Пред ним оказался именно тот храм, который в деталях предстал ему в сновидении.
Из жития св. Иоанна узнаём, что «он жил с женой, как брат с сестрой, до конца дней своих оставаясь чистым девственником».
Кронштадт того времени был местом высылки из Санкт-Петербурга разных порочных людей. Основное население составляли портовые разнорабочие, бедные жители. Здесь нельзя было пройти по улицам ночью без риска быть ограбленным. Среди этого посадского люда и начал своё пастырское служение Иоанн. Ежедневно бывал в убогих лачугах: беседовал, утешал, ухаживал за больными, помогал деньгами, раздавая всё, что имел. Сам же молодой священник иногда возвращался домой раздетым и даже без сапог.
Записано воспоминание одного ремесленника: «Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку.
У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру собирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке «Благословение детей». Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало… Опустил я глаза, а он прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать всё, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло, и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, всё оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу… Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с тех пор я человеком стал…».
За такое служение начались на Иоанна нападки со всех сторон, как устные, так и в прессе. Начальство упрекало его, что раздает нищим все до копейки жалованье. Он же молился, продолжал служить в храме и посещать бедных.
«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, – говорил Иоанн, – не нужно смешивать человека, этот образ Божий, со злом, которое в нем». С таким сознанием он и шёл к людям. Посадские босяки первыми «открыли» бескорыстность и святость Иоанна. Это «открытие» затем быстро восприняла вся народная Россия. Скоро открылся в о. Иоанне дар чудотворения. По его горячим молитвам стали выздоравливать тяжелобольные, слепые – прозревать. Он возлагал руки на больных, от которых уже отказались врачи, и те вставали на ноги. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, часто и заочно, по письмам и телеграммам.
Художник Животовский описал чудесное пролитие дождя по молитве Иоанна в местности, страдавшей от засухи, находящейся под угрозой распространения лесного пожара. Святой исцелял молитвою и мусульман, и евреев, и приезжавших к нему из-за границы других иноверцев. Верующая Россия потекла к великому чудотворцу. Кронштадтская почта для переписки Иоанна открыла особое отделение (праведный сам отвечал на все послания). Нуждающимся он отправлял деньги, которые ему приносили или по почте присылали благотворители. Кто-то подсчитал, через руки Иоанна за год проходило более миллиона рублей (громадная сумма, если сравнить, что молочная корова стоила рубля три). На эти деньги святой отец кормил ежедневно тысячу нищих, устроил в Кронштадте «Дом трудолюбия» со школой, церковью, мастерской, приютом. В своем родном селе основал женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, где по кончине своей и был погребен. Одновременно Иоанн 25 лет преподавал в городском училище и гимназии.
На святом престоле стояло иногда несколько чаш, из которых священники причащали верующих. После службы, сопровождаемый тысячами чад своих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Так жить и трудиться можно было только при помощи Божьей.
Поездки по городам были настоящим триумфом смиренного Христова служителя. Стечение народа определялось десятками тысяч. Во время проезда о. Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу. В июле 1890 года в имении «Рыжовка», около Харькова, где его разместили, многотысячной толпой уничтожены были трава, цветы, клумбы. Тысячи людей проводили дни и ночи лагерем около имения. Харьковский собор во время служения о. Иоанна не мог вместить молящихся, певчие принуждены были поместиться в алтаре. На молебен на Соборной площади собралось более 60000 человек. Точно такие же сцены происходили в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде.
В октябре 1894-го Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях жизни императора Александра III, и сама кончина государя последовала при нём. В последние часы государь говорил священнику: «Вы – святой человек. Вы – праведник. Вот почему вас любит русский народ». «Да, – отвечал Иоанн, – Ваш народ любит меня».
Чудотворец вел духовный дневник, который был издан ещё при его жизни под названием «Моя жизнь во Христе», в трёх томах, в тысячу с лишком страниц, и переведён на иностранные языки. Эти духовные записи стали настольными книгами у английских священников и королевы Виктории.
Иоанн предсказал грозные и разрушительные для Российской империи события: революцию, войны, богоотступничество, и даже точно назвал день и час своей смерти.
К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни о. Иоанна присоединился мучительный личный недуг – болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил. Решительно отверг предписания врачей поддерживать силы скоромной пищей: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет Святое причастие». И он приобщался по-прежнему каждый день.
23 декабря 1908 года, собрав остаток сил, Иоанн в последний раз совершил Божественную литургию в Андреевском соборе. А в 7 час 40 мин утра 2 января 1909 года великий праведник мирно отошел к Господу.
В погребении о. Иоанна участвовали десятки тысяч людей, а у гробницы его и тогда, и в последующее время совершалось немало чудес. Необычайны были похороны! На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого количества людей не было никогда ни на одних похоронах. Шествие сопровождалось войсками со знаменами, военные исполняли гимн «Коль славен наш Господь», по дороге через весь город стояли войска шпалерами. В отпевании не было ничего скорбного: оно напоминало, скорее, светлую пасхальную заутреню, и чем дальше шла служба, тем это праздничное настроение росло. Говорили, что чувствовалось, – из гроба исходит какая-то благодатная сила и наполняет сердца присутствующих неземною радостью. Ясно было, что во гробе лежит святой, праведник, и дух его незримо носится в храме, объемля своею любовью и ласкою всех собравшихся отдать ему последний долг.
* Даты приведены по новому стилю.