Хотим много, а сколько нам по силам?

«Муниципальный уровень власти – это тот уровень, до которого люди, фигурально выражаясь, могут дотянуться рукой... Нужно, конечно, сделать так, чтобы муниципальный уровень власти был самодостаточным для решения тех задач, которые на него возложены», – сказал Владимир Путин, отвечая на вопросы общественности.

Разговор на тему децентрализации власти, усилении роли и ответственности местной власти продолжил Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному собранию. Хочу заметить, я всегда был сторонником местного самоуправления. Без малого семнадцать лет руководил городом и изнутри знаю, как оно, самоуправление, становилось, менялось. В Российской Федерации 78 процентов муниципальных образований на сегодня недееспособны. Понятно же, когда благополучны муниципальные образования, благополучны и регионы, благополучна и вся Россия, наоборот быть не может. Но есть одна тонкость: когда идет речь о перераспределении властных полномочий в пользу регионов, надо учитывать и уже имеющийся горький опыт.

Есть много факторов, которые влияют на эффективность работы органов местного самоуправления. В первую очередь это наличие средств для исполнения полномочий властью этого уровня. Если говорить о Тюменской области, то для решения вопросов местного значения выделяется более сорока миллиардов рублей. В нашем регионе местное самоуправление есть. В большинстве же других, в Российской Федерации в целом, как это ни прискорбно, его нет, и я отвечаю за свои слова. Так вот, когда мы говорим о перераспределении власти, то органы местного управления должны понимать перераспределение степени ответственности за решение вопросов местного значения.

При децентрализации власти надо говорить и о дееспособности самой власти муниципального уровня. Здесь должна работать грамотная, квалифицированная команда. Мы, имею в виду депутатов и общество, будем предъявлять более жесткие требования к главам муниципальных образований. Самоуправлению еще предстоит учиться.

Предстоит понять, какие полномочия не только хотели, а могли бы взять местные органы власти, готовы ли они при перераспределении бюджетных ресурсов в пользу регионов к решению, как сказал Дмитрий Медведев, ключевых социально-экономических задач территории, от которых действительно зависит жизнь людей, их комфортность.

И еще один принципиально важный момент при перераспределении властных полномочий: требуется определить, что такое самодостаточность территории. Проще говоря, сколько же сегодня муниципалитету и региону надо денег для выполнения тех или иных полномочий и услуг? Учитывая собственную налогооблагаемую базу, необходимо совершенствовать и межбюджетные отношения. А какие налоги оставлять территории? Словом, социального стандарта жизнедеятельности территории пока нет. Да, есть стандарты в образовании, в медицинском обслуживании, но нет системы расчета уровня жизнедеятельности муниципалитета в целом. Поэтому как говорить сегодня о его самодостаточности? Так что впереди огромная работа. Каждый из нас должен осознать уровень ответственности перед людьми, чтобы определить уровень властных полномочий. Много вопросов предстоит решить для правового сопровождения процесса децентрализации власти: в частности, набил оскомину всем и вся 94-й закон, надо совершенствовать 131-й. То есть потребуются новые нормативно-правовые акты на федеральном уровне и на региональном.

Если же говорить в целом о Послании президента Федеральному собранию… Это хороший программный документ – многоплановый, комплексный, увязанный с подобными обращениями предыдущих лет и вместе с тем абсолютно актуальный. Главное, Дмитрий Медведев четко обозначил направление на модернизацию политической системы страны и социально-экономической составляющей в жизнедеятельности регионов. Россияне хотят и должны жить достойно, будь то в городе или в селе, создать условия для этого – задача власти. Только реализовать предложенное президентом надо по принципу «не навреди», и тогда все получится. Пользуясь случаем, поздравляю всех вас с Новым годом!


5017