Сурхури-солнцеворот, или Чувашское Новогодье

В Тюмени прошли торжества по случаю 20-летия областной ассоциации чувашей «Таван». Сегодня мы рассказываем о самобытном народном празднике Сурхури, связанном с традицией чувашского Новогодья.

Празднование Сурхури уходит своими корнями в седую старину и приходилось первоначально на время зимнего солнцеворота, отмечают хранители и знатоки ритуала. В более поздние времена празднество совпало с христианским Рождеством (Раштав) и продолжалось вплоть до Крещения (Кашарни). Как правило, проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в Новом году. В первый день праздника детвора собиралась группами и обходила деревню подворно, распевая песни и поздравляя односельчан с Новогодьем. Торжество продолжалось целую неделю.

Одна из разновидностей Сурхури – праздник Нартукан. По обыкновению, еще днем парни через сестер и родственниц приглашали всех девушек-односельчанок на праздник – в самую большую избу, где начинались игры, танцы и песни. Новогоднее веселье не обходилось и без ряженых. Кто-то изображал торговца, кто-то – комедианта, кто-то – цыганку-гадалку, кто-то – находчивую сваху, кто-то – верблюда, а кто и лошадь. Все они шумной гурьбой ходили из дома в дом и разыгрывали смешные сценки из деревенской жизни. Под конец и хозяева, и гости плясали под музыку и громкий аккомпанемент печной заслонки, всевозможных трещоток. Потешив вдоволь хозяев, разношерстная толпа с пляской и шумом шла дальше. Известно, что первоначально роль ряженых у чувашей сводилась к изгнанию из села злых духов и враждебных человеку сил старого года.

Завершало чувашское Новогодье Кашарни – Крещение. За день до него теперь уже девушки собирались в одном из домов, варили пиво и стряпали пироги. Повеселиться вечерком собиралась вся деревня от мала до велика. И снова всю ночь звучали музыка и пение, парни и девушки плясали под частушки. Важное место в праздновании кашарни занимали всевозможные гадания о судьбе. В полночь, когда деревня засыпала, несколько человек уходили в поле. Где-то там, на перекрестке дорог, они вслушивались в зимнюю тишину. У того, кому померещился голос домашнего животного, в новом году будет богатый приплод скота. Если же кому-то слышался звон монет, соответственно следовало ждать финансового благополучия. А звук колокольчика или музыка волынки (шапар) предсказывали свадьбу. Много было в эту ночь и других гаданий, но молодые люди чаще мечтали о женитьбе и замужестве. Это и понятно: по чувашскому обычаю именно в новогодний период родители молодых засылали сватов.

241-4-2Что касается Тюмени, то на празднование Сурхури в областной центр вот уже который год приезжают представители из мест компактного проживания чувашей – из деревень южных районов края – Тюменского, Исетского, Нижнетавдинского, Ялуторовского, Ярковского, Аромашевского... В программе национальные песни, танцы с участием фольклорных групп «Танташ», «Йамра», «Таван», «Сарпике», а также всевозможные ритуальные действа. Кстати, участником обрядовых гаданий, игр и забав может стать каждый пришедший на праздник, в том числе представитель любой другой национальности.

 


4994