Одной из главных тем послания Дмитрия Медведева Федеральному собранию РФ стала демократизация политической системы. Провозглашен целый ряд интересных предложений по усовершенствованию надстройки (термин еще тот – марксистский, но верно передающий роль и место, занимаемое общественными институтами в государстве).
Все мы, обучавшиеся в институтах советской поры, чуть ли не с материнским молоком усвоили азбучную истину: инертная политическая система, не имеющая предпосылок к постоянному обновлению, становится серьезным тормозом развития производительных сил. При этих условиях наступает застой. Чем это чревато, известно из учебников по истории, и повторяться не буду. Важно, на мой взгляд, то обстоятельство, что президент, как гарант Конституции и высшее должностное лицо в государстве, видит эту проблему и предлагает конкретные шаги по снятию барьеров между государством и обществом.
А они, эти барьеры, дали о себе явственно знать в ходе последних выборов в Государственную Думу. На той же Болотной площади в Москве в пестром хоре требований доминировали голоса тех, кто в общем-то никогда не находился в оппозиции к действующей власти, но сегодня не удовлетворен уровнем демократизации в обществе. Пресловутый административный ресурс, манипуляция общественным мнением, различные методы ограничения избирательного права – эти и другие факторы наложили негативный отпечаток на предвыборный процесс, если не поставили под сомнение легитимность самих выборов.
Дебюрократизация предвыборного процесса, выборность губернаторов, передача больших полномочий регионам, обеспечение равных условий для здоровой конкуренции всего спектра политических сил в стране, создание демократического телеканала, подконтрольного лишь общественности… То, что эти позиции прозвучали в полный рост именно в Послании президента, наравне с модернизацией экономики и укреплением национальной безопасности, уже само по себе – новация. Значит, назрело! И надо было говорить об этом намного раньше, а не после выборов и не накануне приближающейся смены президента (давайте называть вещи своими именами!). Временной фактор порождает массу встречных вопросов. Что из предложенного Федеральному Собранию и обществу Дмитрий Медведев сможет претворить в жизнь до окончания президентского срока? Готова ли новая Государственная Дума в своей законотворческой деятельности подставить плечо разумным инициативам президента, прекрасно понимая, что они в обозримом будущем приведут к ослаблению позиций парламентских партий? Способна ли региональная элита осознать, что мы живем в многополярном мире и любая попытка искусственным путем сделать перевес в пользу той или иной политической силы не приведет к гражданскому миру и согласию? Насколько разумно при существующей монополии на власть вводить на уровне муниципалитетов систему выборов по партийным спискам? Словом, предложения интересные, но насколько они жизнеспособны, покажет время.
23 декабря президент сделал логичный шаг в реализации этой идеи, направив в Госдуму законопроект о внесении изменений в закон о политических партиях, направленный на либерализацию требований к созданию и деятельности партий. Политическая реформа началась.
Сначала надо модернизировать… закон
Людмила ГУРЕУ
В своём Послании Федеральному собранию РФ 22 декабря этого года президент Дмитрий Медведев озвучил ряд имеющихся и будущих инициатив.
В том числе прозвучало следующее: «…На самом пике экономического кризиса я инициировал поворот в стратегии развития России – модернизация нашей экономики. Уверен, что это было правильным решением. К настоящему времени по всем приоритетным направлениям модернизации получены первые результаты: достигнут самый высокий с советских времён уровень финансирования научных исследований и разработок…». «В первой половине следующего года взамен всеми любимого 94-го закона («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 21.07.2005 года, последняя редакция – 11.07.2011 г. – Авт.) надо принимать федеральный закон, предусматривающий создание федеральной контрактной системы. Новая процедура государственных и муниципальных закупок должна обеспечивать высокое качество исполнения государственного заказа и препятствовать формированию монопольно высоких цен и многомиллиардных коррупционных схем».
Что думают по этому поводу в обществе? Предлагаю вниманию читателей «ТП» точку зрения председателя комитета по инновациям Тюменской области Алексея Санникова. Взяла у него интервью после презентации проектов (инновационной продукции) резидентов бизнес-инкубатора ГАУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр» (Тюменский технопарк). Она состоялась в тот же день, почти в тот же час, когда президент выступал с Посланием Федеральному собранию. Вот что рассказал Алексей Германович:
– Статистики по научным разработкам у нас нет, наукой мы не занимаемся. Но инновации у нас развиваются. Стремимся этому процессу придать системный характер. Сегодня на презентации ознакомились со спектром работ, которые касаются огромной отрасли, очень важной для народного хозяйства, – строительства. Было представлено пять инновационных проектов – скажем так, это стены, гидроизоляция, крыша. Единственно, чего не было, – это окон, перегородок и интерьеров. Но, по большому счёту, мы уже имеем набор технологий, которые позволят модернизировать строительную отрасль. Это очень важно. Точно так же стараемся придать системный характер инновациям в сфере нефтегазового комплекса, биотехнологий, здравоохранения. Когда удастся это сделать, соответственно, будем иметь реальную модернизацию экономики. Пока в значительной степени правы те, кто считает: «Больше говорим, чем делаем». Модернизация системного характера ещё не приобрела. Хотя к этому стремимся и прекрасно понимаем, что это надо делать.
Любая инновация нуждается в инвестициях. И самое главное – любая инновация реализуется только тогда, когда она становится частью реального сектора экономики. Чтобы это произошло, инновация должна быть востребована на рынке. Мы приглашали на презентацию строительные фирмы, которым эти проекты могут быть интересны, но пришёл только один представитель. Наверное, неудачно выбрали время – Новый год на носу. Инвестиции нужны абсолютно всем представленным проектам, по каждому – свои цифры. Самый, пожалуй, показательный – это проект быстросборного дома. Требуется порядка семнадцати миллионов рублей, чтобы претворить его в жизнь. Проект неоднократно обсуждался, под него выделена земля в Ялуторовском районе. У меня нет сомнений, что он будет реализован.
Когда приходит инвестор, он в первую очередь интересуется вопросами экономики. К сожалению, государство наше не очень в этом плане помогает. Бюджетный процесс длительный. Все знают 94-ФЗ с не очень хорошей стороны – закон во многом тормозит развитие экономики. Поэтому приходится «эти вещи» учитывать. Это тормоз, реальный тормоз. И я думаю, что в ближайшее время этот закон в значительной степени модернизируется.
Высказывая своё мнение о Федеральном законе № 94, господин Санников ещё не знал, что президент его… опередил.
А я не согласен
Михаил РЕЧКИН, строитель-монтажник
Сейчас все обсуждают речь президента Дмитрия Анатольевича Медведева. Я бы хотел остановиться на двух моментах.
Первое. Президент предложил вновь вернуться к региональным выборам губернаторов. Я считаю это бесцельной тратой денег из региональной казны. Вспомним, что говорили мы, когда такие выборы были отменены: деньги из областного бюджета пойдут на более важные, нужные вещи – детские сады, больницы, школы. Кроме того, считаю такие выборы даже вредными. Если в марте страна выберет президента-хозяйственника, президента – государственного деятеля, а не легкомысленного политика-популиста, то на местах ему нужны будут надежные люди. В условиях мирового финансового кризиса, всеобщего падения производства, роста цен ему не надо будет тратить бесценное время на то, чтобы находить взаимопонимание с регионами.
Второе. Считаю совершенно неверным сокращение количества подписей за кандидата в президенты-самовыдвиженца. Если за плечами человека не стоит партия, то тратить время и народные деньги на предвыборную кампанию кандидата, который не завоевал авторитета у большей части населения, бессмысленно. И если даже в центральной прессе уже говорят о том, что такие подписи покупаются, то пусть хотя бы олигархи типа Михаила Прохорова окажут материальную помощь двум миллионам российского населения.
Сохранить стратегию развития
Руслан АХТАРИЕВ, заместитель главы Нижнетавдинского муниципального района, начальник управления АПК
В первой части Послания, посвященной социально-экономическому развитию России, президент Дмитрий Медведев сказал: «Мы успешно преодолели наиболее сложный период экономических потрясений и вернулись к докризисным показателям развития. Экономика растет достойными темпами – около четырех процентов в год, что превышает скорость восстановления большинства ведущих стран. Россия стала шестой по величине экономикой мира».
Он также отметил, что курс на модернизацию экономики страны стал правильным решением. «К настоящему времени по всем приоритетным направлениям модернизации получены первые результаты: построена дееспособная система институтов развития, постепенно снижается энергоемкость российской экономики». Примером тому может служить и агропромышленный комплекс Нижнетавдинского муниципального района. Расположен он в подтаежной зоне с более суровыми природно-климатическими условиями, а добивается наивысших в области социально-экономических результатов. Безусловно, успех дальнейшего развития страны, регионов и муниципалитетов будет зависеть от конструктивного сотрудничества всех политических сил России.
Меня как заместителя главы района особенно взволновала вторая часть Послания, в которой говорится, что «пора на деле приблизить к людям исполнение важнейших для них функций государства». Как подчеркнул Дмитрий Медведев, «регионам и муниципалитетам должны быть предоставлены существенно более широкие права по распределению бюджетных ресурсов, которые поступают с федерального уровня. Излишнее регламентирование, мешающее работе на местах, будет устранено». Считаю, что реализация этого положения позволит нашему муниципальному району подняться на совершенно новый уровень социально-экономического развития.
Давно назрело
Виктор КАДУЛЕВ, майор в отставке
Заключительное Послание президента России Дмитрия Медведева для меня прозвучало, как дуновение свежего ветерка.
Озвученные им предложения по изменению действующей политической системы давно назрели и, если будут осуществлены, безусловно, приведут к тому, что Россия действительно станет демократической страной, с развитым гражданским обществом, реальной возможностью для каждого гражданина принимать участие в политической жизни. Конечно, всё это у нас уже было: и выборы губернаторов путём прямого голосования, и упрощённая процедура регистрации партий и кандидатов в президенты, и практика избрания депутатов по одномандатным округам... Но, на мой взгляд, этот тот самый случай, когда возвращение к “хорошо забытому старому” означает движение вперёд.
Дмитрий Медведев также пообещал, что к 2020 году Российская армия будет как минимум на 70 процентов оснащена современным вооружением и военной техникой, а также посулил замену призывников профессиональными контрактниками. Мне, как бывшему военному, эти предложения президента пришлись особенно по душе.