Жизнь размывает опоры бытия

Какая бы тяжелая эпоха
Ни преступала через наш порог,
Не говорите о России плохо –
Она одна, другой нам не дал Бог.

Иван Сергеевич Аксаков родился в селе Куроедово (Надеждино) Белебеевского уезда Оренбургской губернии в семье писателя С.Т. Аксакова в 1823 году. Он являлся одним из ведущих теоретиков (почвенников) славянофилов второго поколения. Западник А.И. Герцен, идеологический противник, вынужден был признать: «Славянофильство заняло место не шуточное в новом развитии России, они свою мысль далеко вдавили в современный поток. С них начинается перелом русской мысли».

Главная область теоретических изысканий И. Аксакова, выраженная в философских, публицистических статьях, связана с идеей славянского единства. По этому вопросу он занимал позицию лидеров славянофильства первого поколения Хомякова А.С. и родного брата Аксакова К.С. Иван Аксаков, являясь в разное время редактором журналов «Московский сборник», «Русская беседа», газет «Парус», «День», «Москва», «Русь», в своих статьях со страстью обрушивался на либералов-демократов, правительство, хотя сам находился на правительственной службе. Он выступал против системы общественного устройства России. Исходным тезисом многих его статей была идея народности, под которой он понимал совокупность умственных, нравственных и жизненных особенностей, характеризующих жизнь нищего сословия общества. Он писал в газете «Парус»: «Наше знамя – русская народность вообще, как символ самостоятельности и духовной свободы, свободы жизни и развития, как символ права, до сих пор попираемого теми же самыми либералами, которые стоят, ратуют за право личности, не возводя своих понятий до сознания личности народной».

Западному культу «разумно-эгоистической» личности И. Аксаков противопоставлял русскую идею соборности, примат социального над политическим. Как и его брат Константин, Иван идеализировал все русское. Он придумал проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных разделений сословий». Считал, что институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, которые были характерны, по убеждению мыслителя, для Древней Руси. Последняя мила его сердцу не столько своей русскостью, духовностью, сколько тем, что в ее образе жизни И. Аксаков видел наиболее чистое воплощение христианских начал в их «первоисточной целостности». Однако философ-публицист понимал, что возобновить философию святых отцов в том виде невозможно, так как уже другое время, поэтому ратовал за строительство нового здания русской культуры на основе старины.

Борясь за славянское единство, ученый выступал за политическую и культурную независимость славянских народов, отождествлял славянское самосознание с православным вероисповеданием. Как и его предшественники, славянофилы первого поколения, Иван Сергеевич в своих статьях и книгах продолжал спор о западном рационализме и индивидуализме, которые порицал, отрицал и считал эти ценности не приемлемыми для России.

Ф.И. Тютчев в письме от 2 января 1869 года писал И. Аксакову: «Вы вполне достойны чести сражаться с западниками, ибо «нам брошен самый наглый вызов всему русскому общественному чувству и убеждению тою шайкой людей, которая так безнаказанно тяготеет над Россией». За свои убеждения И. Аксаков сидел в тюрьме, любовь к России дважды привела его в дружину Московского ополчения во время двух войн: Крымской (1853-1856) и Русско-турецкой (1877-1878) гг.

Духовный путь И. Аксакова, разумеется, не был усыпан розами. Он постоянно спорил со своими идеологическими противниками, доказывал, убеждал, много писал. Глубокие личные и идейные отношения связывали мыслителя со многими крупнейшими деятелями русской культуры: Ф. Достоевским, Вл. Соловьевым, М. Погодиным, но особенно с Ф. Тютчевым. Иван Сергеевич был женат на дочери поэта, Анне Тютчевой. Русская литература глубоко признательна И. Аксакову за автобиографическую книгу, написанную с любовью к гениальному поэту, его творчеству. Еще при жизни Ф. Тютчева Иван Сергеевич собрал большое количество стихов поэта и выпустил две книги. Великий поэт был совершенно равнодушен к своему наследию, и потребовались годы, чтобы собрать все опубликованное в разное время и издать книги. А вот благодарность поэта за труды мыслителя, которого почитал, любил и считал выдающимся общественным деятелем 19-го столетия: «Сколько возни по поводу такого совершенно ненужного пустяка, от которого так легко было воздержаться! Бедный, милый Аксаков! Вот вся благодарность, которую он получит от меня за свои старания…».

Перечитывая статьи и книги И. Аксакова, ловишь себя на мысли, как же они актуальны для людей нашего времени. Литературно-критическое наследие мыслителя-публициста необычайно целенаправленно – это любовь к России, русскому народу. Целостно осмыслив его, начинаешь осознавать величие просветителя, духовный путь которого для нас, людей двадцать первого века, особенно поучителен.

О таких людях, как Иван Аксаков, Ф. Тютчев писал:

Враг отрицательности узкой,
Всегда он вровень шел с веком:
 Он в человечестве был русский,
В науке был он человеком.

«Славянофильство заняло место не шуточное в новом развитии России».


4875