Жить стало лучше, жить стало веселее?

Всё чаще мы говорим о том, что современное общество становится обществом потребления. Вот только будем ли от этого счастливее, умнее, культурнее, здоровее?

Каждый житель Тюменской области за десять месяцев этого года должен бы «оставить» в кафе, ресторане или закусочной более 8100 рублей, в ателье, химчистке или парикмахерской – 2990. Так это или нет (ведь одни каждый день обедают в кафе или за вечер прогуливают в ресторанах десятки тысяч, а другие довольствуются чашкой кофе на рабочем месте) – судить вам, уважаемые потребители. Однако статистика – вещь упрямая. Она утверждает, что оборот в тюменском общепите за упомянутый период составил около 11 миллиардов рублей, а бытовых услуг оказано почти на четыре миллиарда. Темп роста оборота в общественном питании ускорился на 12 процентов, несмотря на то, что эта отрасль на рынке потребления больше других пострадала от кризиса в 2009 году. За девять месяцев открылось свыше двух десятков новых предприятий питания на 800 посадочных мест.

«В структуре сети наибольший вес занимают кафе, бары, закусочные, то есть объекты питания, экономически доступные большей части населения. Люди стали больше тратить денег на общепит, что говорит о росте их благосостояния, – отметил заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь на пресс-конференции, посвященной потребительскому рынку региона. – У нас представлены известные сетевые и региональные бренды, есть рестораны высокого уровня, а по количеству объектов общественного питания Тюмень приближается к столичным городам – Москве и Санкт-Петербургу».

Рейтинг бытовых услуг на душу населения в Тюменской области тоже высокий – занимаем второе место по УФО. За десять месяцев рост составил 4,2 процента, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Такое впечатление, что все тюменцы с машинами и квартирами – более 41 процента предприятий сферы услуг заняты техобслуживанием и ремонтом автотранспорта. На втором месте – ремонт и строительство жилья. Хотя чиновник подчеркнул: представлен весь спектр услуг. Сейчас ведется анализ потребностей, с тем чтобы «стимулировать финансово и организационно наиболее востребованные виды».

Наблюдается рост и в розничной торговле – на 4,8 процента. В этой отрасли занята «большая армия» – сто тысяч человек. Оборот составил 164,9 миллиарда рублей. До конца года он может достичь двухсот миллиардов, ведь впереди новогодние и рождественские праздники. А какой праздник без подарков! «Подмогли» торговле банки – потребительские кредиты для населения вновь стали доступны. Живем, как американцы, – в кредит. Хорошо это или плохо – тема для размышления. Но по крайней мере кредиты стимулируют народ не лежать на печи, а «крутиться», зарабатывать деньги. По данным Главного управления Банка России по Тюменской области, за девять месяцев этого года потребительских кредитов выдано на 10,3 миллиарда рублей, что в 1,8 раза больше, нежели за тот же период 2010-го.

Уже есть предварительные подсчеты – в нынешнем году каждый житель региона сделал покупки на 150 тысяч рублей. И, наверное, это так, если учесть, что ежедневно в регионе продается товаров на 532 миллиона рублей. Сергей Дегтярь сообщил: «Ситуация кардинально изменилась в части соотношения продовольственных и непродовольственных товаров». В структуре потребления первые составили 51 процент, вторые – 41. Если во время кризиса люди в основном тратили деньги на еду, то сейчас покупают и промтовары. В этом году рост за десять месяцев достиг 14 процентов. Да и продуктов питания тюменцы приобрели на 8,7% больше. Существенно увеличилась продажа легковых автомобилей (на 23,5 процента), бытовых электроприборов (12), косметики и парфюмерии (19), компьютеров (12), велосипедов и мотоциклов (на 18 процентов).

Как рассказал Сергей Дегтярь, в регионе созданы условия для существования полного спектра торговой деятельности – от стационарных магазинов до торговых рынков. И именно рынки в 2009-2010 годах «позволили закрыть потребности населения в недорогих, но качественных товарах». Сейчас реализуется грандиозный инвестиционный проект, связанный со строительством сельскохозяйственного рынка в Тюмени. Площадь его составит более девяти тысяч квадратных метров, здесь будет свыше четырехсот торговых мест. Сдача в эксплуатацию планируется в третьем квартале 2010 года, как раз к новому урожаю.

Ситуация меняется в сторону увеличения благосостояния жителей области, ещё раз отметил заместитель губернатора и рассказал о перспективах потребительского рынка.

В Тюменской области реализуется региональная программа развития торговли на 2011-2014 годы. Разработана программа продовольственной безопасности. «Одной из главных задач, стоящих перед органами власти всех уровней, остается задача обеспечения физической и экономической доступности товаров и услуг для всех жителей области, независимо от места их проживания», – подчеркнул Сергей Дегтярь. Объекты торговли размещены на территории области неравномерно – «где пусто, а где густо». Тюмень, Тобольск, Уватский район ими явно перенасыщены, а в некоторых удаленных деревнях нет и одного магазина.

Вторая задача – это развитие придорожного сервиса, который позволит обеспечить работой местное население и принесет дополнительный доход в бюджеты муниципальных образований. Но прежде предстоит решить много серьезных вопросов. Один из главных – земельный, земля-то федеральная…

Третья задача связана с кадровой политикой. По мнению Сергея Дегтяря, успешное её решение во многом определит культуру потребительского рынка в целом. Эту работу предстоит выполнять совместно с отраслевыми ассоциациями и средними специальными учебными заведениями. Менеджеров у нас много, а «простых квалифицированных продавцов» и работников гостиничного бизнеса не хватает.

И четвертая задача, которую намерено решать в ближайшие два года областное правительство в рамках региональной программы развития торговли, – содействие современным бизнес-технологиям, в том числе франчайзингу. «Это переход от количества к качеству в торговле, от этого население только выиграет», – отметил заместитель губернатора. На сегодня более ста предприятий в Тюменской области работает по франшизе, предлагают качественную продукцию, в том числе обувь, одежду известных марок. В будущем году предусмотрен ряд мероприятий, направленных на их стимулирование. Это формирование базы данных организаций, работающих по франчайзингу, проведение круглых столов, конференций, семинаров с участием экспертов, выявление потенциальных инвесторов, взаимодействие с Российской ассоциацией франчайзинга, оказание господдержки (гранты на приобретение франшизы, микрозаймы, поручительства по кредитам).

Сергей Дегтярь также рассказал о мерах, которые были приняты в Тюменской области для снижения цен на продукты питания, отметив: «Сегодня смотримся адекватно в УФО и по России. Набор продуктов в усредненном показателе в целом стал доступнее».

Давняя проблема по взаиморасчетам торговых сетей с поставщиками сельхозпродукции как будто тоже решена, причем «жесткого администрирования удалось избежать», подчеркнул заместитель губернатора. Задолженность снизилась почти в девять раз. Понимание между сторонами на сегодня есть.


4870