Денис Мацуев: «Новые идеи у меня рождаются каждый год»

В Тюменской филармонии прошел сольный концерт народного артиста России Дениса Мацуева. Он частый гость нашего города, и каждый раз на его выступлениях собирается полный зал. Настоящий виртуоз, Мацуев даже всем знакомым сочинениям придает новые краски.

Начался вечер с сонаты ля-минор Шуберта, произведения, относящегося к романтическому направлению. Затем зазвучала соната № 23 Бетховена, более известная как «Аппассионата». Она настолько хрестоматийная, что, несмотря на всю свою сложность, разобрана по нотам. И все же игра Мацуева заставила услышать ее по-иному, словно впервые. Настолько необычно были расставлены все акценты.

Второе отделение открыла еще одна романтическая музыка – соната ми-минор Грига. Апофеозом концерта стали три фрагмента из балета «Петрушка» Стравинского. Стравинского можно назвать своеобразной лакмусовой бумажкой, проверкой для исполнителей на профессионализм. Здесь нужно и удержать темп, и соблюсти все переходы и порой неожиданное сплетение нот. Денису все это удалось сделать с блеском и неподражаемым актерским мастерством, потому что наблюдать за музыкантом так же увлекательно, как и слушать его. Мацуева пять раз вызывали на бис, и он охотно делился с публикой своим талантом. А после выступления все, кто приобрел диски с записями Дениса, могли получить на сцене его автограф.

Перед концертом виртуоз ответил на вопросы тюменских журналистов.

– Денис, как часто Ваш репертуар пополняется новыми произведениями?

– Мой репертуар складывается из концертов с оркестрами и сольных выступлений. У меня сорок три оркестровых и шестнадцать сольных программ, каждый год появляются новые. Я, как правило, начинаю учить те произведения, к которым уже подготовлен. То, что вы услышите сегодня, – одни из самых популярных сочинений классической музыки, их нужно играть, только если ты эмоционально и профессионально созрел. С этой программой я выступаю везде: и в России, и за рубежом. Венец ее будет в январе в Нью-Йорке в знаменитом зале Карнеги-холл. Там же пройдут съемки фильма «Один день Дениса Мацуева». Нью-Йорк – один из культурных центров мира, и играть в Карнеги-холле для меня большая честь и огромное удовольствие. Я там уже выступал и знаю, какая потрясающая акустика у зала. Но я всегда говорил, что российским гастролям отдаю приоритет, и все новые программы сначала играю дома. Очень рад опять приехать в Тюмень, подсчитал, что был у вас уже двенадцать раз. В прошлом году приезжал вместе с фестивалем «Крещендо».

– Родители часто сопровождают Вас на гастролях, а сегодня они приехали?

– Нет, к сожалению, не смогли. А так процентов восемьдесят моих поездок они со мной. В прошлый раз папа приезжал в Тюмень и замечательно провел время.

– Фестиваль «Крещендо» пополняется новыми именами?

– Да, он расширяется, полностью оправдывая свое название – нарастание звука. Более ста человек прошли через фестиваль, и если посмотреть на филармоническую афишу страны, то большинство исполнителей классической музыки – выходцы из «Крещендо».

– Какие концерты с оркестрами Вам запомнились больше всего?

– Мне повезло работать с выдающимися коллективами и дирижерами современности. Если говорить о недавнем прошлом, то это выступления с оркестрами Берлинской и Нью-Йоркской филармонии, с Чикагским оркестром, с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Это моменты счастья, потому что дирижеры становятся твоими друзьями, а человеческие отношения между солистом и дирижером очень важны. Но мне интересно работать и с юношескими оркестрами, от них идет удивительная энергетика. У меня на фестивале в Иркутске «Звезды на Байкале» был собран уникальный детский оркестр «Созвездие Байкала». И если не смотреть, кто играет, то забываешь, что это дети: настолько они профессиональны.

– Вы себя показали как выдающийся пианист, затем предстали джазменом, хорошим организатором фестивалей. Какую еще Вашу ипостась мы увидим?

– Есть масса произведений, которые я хочу сыграть, но пока еще к ним не подошел. Меня часто спрашивают, когда я начну дирижировать. Я всегда отвечаю одинаково – не хочу повторить неудачные примеры пианистов, взявших дирижерскую палочку. Главное даже не успех, а что из этого получается, невозможно бросить играть на кларнете и резко начать играть на виолончели. Дирижер – это отдельная профессия, требующая долгих лет учебы. Если я не пойму, что стану дирижировать на том же уровне, как играю на фортепиано, никогда не возьмусь за это дело. Я убежден, что все наши беды происходят от того, что мы лезем не в свое дело. Новые идеи у меня рождаются каждый год. С середины декабря будет запущен мой сайт, на котором станут транслировать мои концерты. И хотя у меня совсем нет времени, я начну вести блог.

– А в кино сниматься не собираетесь?

– Пока нет, но меня много раз приглашали. Я нахожусь в постоянном поиске и открыт для разных сумасшествий в хорошем смысле этого слова.

– С чем у Вас ассоциируется Тюмень?

– Начало Сибири, по которой я делаю свое турне. Вслед за Тюменью будут Омск, Кемерово, Новосибирск, это мои любимые города, и я хочу декабрьские сибирские гастроли сделать постоянными. Здесь настоящая зимняя погода, не то что в Москве, где нет снега и в декабре идет дождь.

– Вы недавно получили звание народного артиста России.

– Это здорово – быть оцененным в своей стране. Но вы должны понимать, все дается не просто так, у меня на это ушло восемнадцать лет упорного труда. Я ездил в плацкартных вагонах, ночевал в холодных гостиницах, получая маленькие гонорары. Но о деньгах никогда не думал, для меня важен каждый концерт, независимо от того, в провинциальном зале или в Нью-Йорке.

– В жизни классического музыканта бывают анекдотичные случаи?

– Конечно, без них было бы неимоверно скучно. Недавно выступал во Франции, и во время третьей части концерта Рахманинова в зале погас свет. Я на ощупь еще мог играть, а оркестрантам надо смотреть в ноты. И все же мы сумели доиграть в полной темноте, а через пять секунд после окончания включили освещение.

– Ваши горячие отношения с джазом сохранились?

– Тот концерт, который мы дали на фестивале «Крещендо», – уникален. Классические исполнители вместе с джазовыми на глазах рождали импровизации, и мы будем продолжать эту историю. В нынешнюю новогоднюю ночь на телеканале «Культура», одним из ведущих которой буду я, вы увидите интересные номера.

– Еще одна Ваша страсть – футбол. Вы находите время, чтобы самому играть?

– Редко. В Иркутске я устроил матч между музыкантами фестиваля «Звезды на Байкале» и местным правительством. Хочу сделать такие матчи постоянными. Обязательно поеду на чемпионат Европы, чтобы поболеть за наших. Я рад, что футболисты сейчас в центре внимания, им выделяют хорошие деньги. Но было бы просто замечательно и про культуру не забывать. Должен сказать, меня очень беспокоит отсутствие в Тюменской филармонии симфонического оркестра. Но мы все надеемся, что его создание отложили ненадолго. Это важно и для публики, и для культурного уровня тюменцев, к тому же оркестр станет маркой области.


4849