От катка до механического пианино
В музее “Городская дума” открылась выставка “Странные вещи”, на которую собрали все забытое, непонятное, диковинное, редкое, не вписывающееся в обыденные представления – от катка с вальком до механического пианино.
Идея выставки принадлежит директору музейного комплекса Павлу Головину, который однажды на заседании научного совета услышал из уст главного хранителя фразу: “Там так много странных вещей…”
Некоторые предметы, зачисленные в категорию странных, наверное, и в хранилище-то вернуться не успели – сразу переехали в новую экспозицию с выставки “Тюмень ремесленная”. Но детишкам, которых пригласили на открытие, все было внове – и чугунная вафельница с гербом Российской империи, и устройство для рукоделия под названием мотовило, и светец, и лошадиные путы из железа…
Сотрудники музея предлагают посетителям отгадать название и назначение экспонатов. Для тех, у кого не получится, наготове подсказки – приподнимаем листок бумаги, прикрывающий этикетку, и читаем: “Кочедыг… использовался как инструмент для плетения лаптей”.
Даже взрослые вряд ли распознают в непонятном металлическом приспособлении старинную вишнечистку, а в прозрачном сосуде – мухоловку хитроумного устройства. Детям же любопытно будет узнать, что такое подойник и зачем рукомойнику два “носика”, взглянуть на самовар-кухню, в котором без электричества и газа можно приготовить сразу три блюда, увидеть раннюю версию всем известной вилки и поздравить утюг со своеобразным юбилеем – 375 лет назад письменные источники впервые упомянули о применении этого изобретения в России.
Во времена наших прабабушек в ходу был паровой, или духовой, утюг с откидной крышкой и емкостью для горячих углей. По краю корпуса шел ряд дырочек, чтобы раздувать угли. Конструкция утюга, представленного на выставке, отличается от стандартной. Вместо дырочек у него труба.
Зато дырочек предостаточно в кружке-шутихе, предназначенной больше для забавы, чем для утоления жажды. Начнешь пить, а из дырочек – вода, и вся на тебя. Что делать? “Гончары, которые продавали такие кружки, всегда брали две цены, одну – за саму кружку, другую – за секрет”, – рассказывает экскурсовод. Чтобы “напиться и не облиться”, следовало, не наклоняя сосуд, потягивать напиток из отверстия в ручке, будто через соломинку… Иное дело – стеклянная бутыль ростом с младшего школьника: вещь странная, но солидная. Над ней не потешались, из нее не пили. В ней хранили керосин. А чтобы удобнее было управляться с этакой махиной, одели бутыль в плетеный футляр с ручками.
Рядом в витрине притулилась пепельница-перевертыш – чистая безделица. Разглядывая ее, посетитель может проверить себя на способность видеть в очевидном скрытое: в карикатурном портрете некоего коммерц-советника “спрятан” еще более карикатурный портрет его жены.
Штемпель для изготовления фальшивых монет – вещь безусловно редчайшая и малоизвестная даже большинству современников. Но вот с другим средством обмана в денежных расчетах – безменом – люди прошлого были знакомы очень хорошо. Этот тип весов и сам по себе точностью не отличался, а уж когда попадал в руки жуликоватых продавцов… Кончилось тем, что безмен в торговле запретили.
Однако умеючи мухлевать можно и с гирями. Тем более если мерить вес фунтами и пудами, от которых мы давно отвыкли, да иметь в виду, что до перехода к метрической системе фунт в России и фунт в Европе были величинами близкими, но неодинаковыми. 1 русский фунт (0,409 грамма) = 1/40 пуда = 32 лотам = 96 золотникам = 9216 долям. Кстати, английский фунт составляет 0,453 грамма. Попробуй тут не дай себя обмануть! Не меньше путаницы со старыми мерами длины – всеми этими аршинами (71,12 сантиметра), вершками (4,45 сантиметра)… так и хочется добавить – корешками.
Куда интереснее изучать старые меры объема. Если бы в шкалики (0,06 литра), чарки (0,123 литра), тем паче ведра (12 литров) для наглядности еще и наливали, от страждущих посетителей сотрудникам музея пришлось бы отбиваться… Тем же портновским аршином. Или молоточком для русского садового крокета, некогда безумно популярного, а теперь ушедшего в историю вместе с полифонами, примусами, маслобойками, формами для отливки свечей и ножницами для свечных фитилей, именуемыми, пардон, съемами.
Хантыйские музыкальные инструменты экзотичны. Пороховницы и гильзовыниматели специфичны. Огниво – вообще вещица сказочная. Но что странного в валенке или резиновых сапогах? Ответ: размер. Высоченный наградной валенок образца 1944 года вручался бригадирам комсомольских молодежных бригад. А крохотные резиновые сапоги, меньше, чем самые маленькие детские ножки, – просто сувенир.
Симпатичный арифмометр “Феликс”, выпущенный на курском заводе “Счетмаш”, в наше время ноутбуков и сотовых телефонов кажется едва ли не большей архаикой, чем старинный дымарь для обкуривания пчел. Но полвека назад этот механический калькулятор, способный производить все четыре арифметических действия с многозначными числами, вполне тянул на звание чуда техники.
Что уж говорить о фоноле – механическом пианино начала XX века, которое справедливо считается центральным экспонатом выставки. Внутри спрятана сложная пневматическая система, способная полностью заменить исполнителя. Жаль пока фонола в нерабочем состоянии. Но есть надежда, что инструмент удастся наладить, и тогда в залах музея зазвучит своя пьеса для механического пианино.
Впрочем, уже сейчас посетители могут не только полюбоваться странными вещами разных лет, но и почитать о странных местах, явлениях, событиях, о всевозможных курьезах и удивительных фактах – сотрудники музея постарались собрать на выставке максимум занимательной информации. Ну, а дети наверняка захотят составить из кубиков картинку с изображением того или иного экспоната выставки. Конечно же, очень-очень странного.