16 декабря на сцене Тюменской филармонии – спектакль «Крейцерова соната» по произведению Льва Толстого в исполнении МХТ А.П. Чехова.
В главной роли – актер Михаил Пореченков. Автор сценической версии повести и режиссер-постановщик – Антон Яковлев. Выпускник студии МХТ, Антон был артистом театра «Современник», затем выступил в качестве режиссера и поставил несколько спектаклей в Москве и Санкт-Петербурге. Версию «Крейцеровой сонаты», которую принес Яковлев в МХТ, одобрил художественный руководитель театра, народный артист СССР Олег Табаков.
«Эта повесть Толстого – настоящий путеводитель по лабиринтам души человеческой», – сказал Табаков в преддверии премьеры. – Не устаешь удивляться, как этот великий старик знал и давал возможность нам познавать тайны бытия. 2008 лет прошло с рождения Христова, но человек изменился мало – потребность любить и быть любимым была и будет всегда”.
Режиссер-постановщик Антон Яковлев также считает это произведение необычайно современным. Он уверен, что «ни одна пьеса „новой драмы“ не сравнится с классикой, где каждый человек может найти то, что происходит именно с ним и чем болит его душа».
«В истории, рассказанной Толстым, в той или иной степени каждый человек узнает себя и вспомнит свои мучения, – сказал режиссер. – Здесь нет прямого отсыла ко времени. Это отдельный мир двух разных планет — мужчины и женщины, между которыми всегда идет война. И каждое новое поколение повторяет ошибки предыдущего – все идет по кругу». По мнению режиссера, «Крейцерова соната» – это история о том, как страшна бывает иллюзия любви, попытка создания в своем воображении идеального образа человека, которого на самом деле не существует.
Пореченков считает роль Позднышева вершиной своей творческой работы в театре на сегодня. «В каждом из нас есть ангел и дьявол, и, конечно, открывать в себе „черные ящички“ – дело тяжелое, – сказал Пореченков. – Многие стараются этого избегать, но надо знать эти закоулки своей души, надо постоянно препарировать себя. Вот этим занимается мой герой. И я вместе с ним».
Что же касается самого главного героя – Позднышева, то, кажется, назначение на эту роль Михаила Пореченкова во многом обусловило и «человеческую» идею спектакля. Будь на этом месте очередной герой-неврастеник, изломанный и рефлексирующий, все было бы предсказуемо и обычно. Пореченков же и актерски, и жизненно вполне соответствует поговорке: «В здоровом теле – здоровый дух». Он –бодр, силен физически и оптимистично настроен. В общем, вполне нормален. Категория для нынешнего искусства – редкая. И коль уж такой человек попал в столь страшный психологически-физиологический переплет, то и сама история становится ближе и доступнее, потому что понимаешь: с каждым может случиться, а значит, и с тобой тоже.