Знаменитый бард и актёр даёт концерты в Узбекистане, где переживает клиническую смерть, находится «в ней» целых восемь минут, но происходит чудо – он возвращается.
Одни из последних гастролей Владимира Семёновича за год до его ухода окружены реалиями конца семидесятых годов прошлого века: традиции позднего «совка» переплетаются с махровой азиатчиной и образуют конгломерат делячества, жажды наживы, лизоблюдства, подлости, а наряду с этим – существование реального Поэта, гениальность которого окружающие так до конца и не понимают, хотя популярность его стихов-песен зашкаливает. Речь – о вышедшем недавно на экраны фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой!», премьера которого прошла 1 декабря в тюменском кинотеатре «Сан-Синема».
Представляла ленту ведущая тюменского «Радио-Шансона» Лариса Лукьянова (она участвовала в съёмках на правах дублёрши актрисы Оксаны Акиньшиной, сыгравшей последнюю возлюбленную Высоцкого – Татьяну). Кинотеатр входит в медиахолдинг местного радиовещателя Владимира Богоделова, и он с удовольствием пригласил на первый просмотр коллег-журналистов.
…Чуть хрипловатый баритон, ставшие хрестоматийными песни и вполне узнаваемый антураж того времени: огромные очереди и дефицит билетов в аэропортах, блат и лёгкий подкуп кассирш, хапуги-таксисты и почти пустынные улицы городов с редкими «Жигулями», «Волгами», «Москвичами», огромные магнитофоны с бобинами лент на «кэгэбэшной» прослушке. Да, за живой легендой была установлена слежка, и только бешеная популярность Певца постоянно ломала планы тайного ведомства – опорочить, скомпрометировать, уничтожить «по-тихому». Запомнились трогательные кадры: Высоцкий в тюбетейке и в восточном халате, в порыве актёрского экспромта «торгующий» коврами на базаре в Ташкенте, он же в гостиничном номере, задумчиво перебирающий струны экзотической домры. Авторы картины порадовали нас великолепным актёрским ансамблем в целом: Владимир Ильин, Андрей Панин, Иван Ургант, Дмитрий Астрахан (последний, как оказалось, не только хороший режиссер, но и лицедей от Бога).
Осталась только загадка: кто же всё-таки сыграл главного героя? В начале фильма чисто эпизодически мелькает актёр Сергей Безруков, но он будто бы «не при делах», а лишь сопровождает известную личность на правах приятеля. А в тщательно за-гримированном «под Высоцкого» человеке зрители вдруг узнавали «того самого актёра Удовиченко из фильма «Бумер», мол, его профиль один в один совпадает с обликом Высоцкого. Но у него же рост повыше, возражали другие. Ну и что, аргументировали «настоящие знатоки» – лицо-маску показывали только крупным планом, а в «отдалённых» кадрах играл всё-таки Безруков – только он мог передать характерные жесты и неповторимую пластику. Что касается озвучки персонажа, то здесь, мол, всё элементарно: Никита Высоцкий, сын Владимира Семёновича, тоже актёр и обладает идентичными с отцовскими артикуляцией и тембром голоса. Вот так в кулуарах после просмотра и разложили всё по полочкам.
Однако по ходу фильма как-то не думаешь о самой «кинокухне», действие на экране захватывает, заставляет тебя переживать, волноваться, весьма эмоционально реагировать на происходящее – где-то даже комок к горлу подкатывает. А ещё срабатывает эффект машины времени, и некая ностальгическая нота касается твоей души, и ты уносишься в ту безвозвратно ушедшую эпоху, когда «и солнце было ярче, и трава зеленей». Потом вдруг ловишь себя на том, что не так уж и далеко мы ушли – ибо Высоцкий, как оказалось, актуален и по сию пору, он понятен даже тем юным поколениям, появившимся на свет гораздо позже момента его ухода в мир иной. Более тридцати лет прошло, а он, как живой, – в наших помыслах, в грусти и радости, в делах наших. И спасибо, что живой!