В Тюменской архитектурно-строительной академии прошла первая лекция новой диалог-площадки «Публичные лекции». Напомню, принять участие в них могут все желающие: выступить с лекцией, если вам есть что сказать народу, а также послушать, задать вопросы, обсудить. Темы – все сферы и отрасли человеческой деятельности. Следите за анонсами в декабре.
Первому всегда трудно. Первым «взял слово» кандидат архитектуры, человек известный в Тюмени – Сергей Лесков. Со своей задачей он справился отлично. Выступление получилось блестящее, подтверждено слайдами, богатым историческим материалом. А тема первой публичной лекции была такая – «Город будущего: какой будет Тюмень через 100 лет?».
Сегодня наш город занимает 24 тысячи гектаров, проживают в нём около 600 тысяч человек. В последнее время частенько говорят о Тюмени как о городе-миллионнике, мол, вот-вот (лет через 10-15) это произойдёт. Но Сергей Лесков убежден к 2025 году население Тюмени не превысит 750 тысяч. А стало быть, и в перспективе миллион – весьма призрачная цифра? И демографическая «немощь» городу как будто не грозит – соотношение трудоспособной части населения и пенсионеров в возрастной структуре полиса оптимальное, считает кандидат архитектуры. Жители будут работать в промышленности, строительстве, НИИ и проектных институтах, на транспорте, в здравоохранении, образовании, торговле. Интересно, что «баланс у нас стабильный, в отличие от городов европейской части России, и лет через пятнадцать мы по-прежнему будем жить в квартирах, а не «на земле», всё больше будем строить монолитного жилья», – подчеркнул докладчик. На сегодня расклад такой – 60 процентов населения проживает в многоэтажках, 40 – в индивидуальных домах. Господин Лесков посетовал на отсутствие доктрины и политики градостроительства, на редкие бренды в архитектуре. Хотя, казалось бы, условия для нормальной работы в этом «поле» созданы – есть генплан и правила землепользования и застройки, законодательные нормы и органы управления. Сергей Лесков видит градостроительные проблемы в следующем: на федеральном уровне отсутствует стратегия развития государства, а отсюда – и регионов. Самые сложные проблемы в муниципалитетах по причине ротации структур и людей во власти. Нет скоординированной программы развития инженерных сетей. Отсутствуют чёткие понятия – «город», «район», «квартал», «ансамбль». Безнадежно запоздало развитие сети детсадов и школ. А транспорта – лет на десять. Многие районы не обеспечены инженерными сетями. С таким багажом стремиться в светлое будущее явно нелегко и, наверное, невозможно?
Господин Лесков рассказал о мировой практике «города будущего». Через сто лет половина населения планеты переселится в мегаполисы. В то время популярными «для жития» будут многофункциональные объекты с развитыми связями в трехмерном уровне, ведь человек пересядет на летательные аппараты, обзаведется робототехникой. Возможно, появится то, что и представить сегодня трудно. На планете Земля вырастут «зеленые города» (с переработкой отходов и ресурсов потребления), «вертикальные» (города-дома, уходящие в небо), «плавающие» (типа огромных круизных лайнеров), «летающие» и даже «подземные», «аэротрополисы» (вокруг аэропортов), «трансполисы» (вдоль линий железной дороги»). Правда, когда лектору задали вопрос, касающийся конкретно Тюмени, он просто ответил: «Думаю, город будет красивым. Ведь он развивается, что бы там ни говорили: сначала это был форпост, к 1900 году – город, а сейчас имеет генлпан, «идет дальше». Думаю, неравнодушные жители будущего мало чем будут отличаться от нынешних людей по отношению к городу, в котором живут. И те, и другие хотят (захотят) видеть его красивым, удобным, комфортным, безопасным, богатым, с устойчивым развитием». Какой будет Тюмень через 100 лет, зависит от нас, ныне живущих. Многие проблемы уже налицо. И их надо решать.
Сергей Лесков считает: власть должна принять стратегическое решение – создавать административно-деловые подцентры в других районах города, ведь его центр уже сегодня перегружен. Они должны быть соединены гостевыми улицами, с хорошим благоустройством. Город «расползается», поэтому необходимо иметь субцентры в едином архитектурном стиле, современные и комфортные, с дизайном, продуманным до мелочей. Нужно позаботиться о развитии аэропорта, авто- и железнодорожного вокзалов, речного порта. Река на сегодня не включена «в оборот» города – нужны развлекательные центры на воде, яхтклубы… Необходимо вынести транзитные грузовые перевозки за город. Надо развивать железнодорожный вокзал с южной стороны – значит, требуется дубль-вокзал, соединенный подземным или воздушным переходом. Таким образом, центр освободится от транспортных проблем. В Тюмени возможно развитие аэротрополиса, ведь есть Север, транспортные и грузовые перевозки, связанные с этим регионом. Развивать предстоит логистические, развлекательные, туристические центры, гостиницы. Если всё это начать осуществлять, то работы лет на 50-100 как раз хватит, отметил Сергей Лесков.
Он остановился на тех моментах, которые «не хотел бы видеть» в родном городе. Например, малоэтажное жилищное строительство, так как, по его мнению, проживание «на земле» вызовет большие социальные проблемы. Как альтернатива – квартальная застройка с парковочными местами. Горожане имеют право голосовать за тот или иной объект, но должно быть предложено несколько вариантов. То же касается застройки территорий. Общество имеет право выбирать лучшие предложения, резюмировал Сергей Лесков. Он выступает против доминирования экономических интересов в ущерб городу. Необходим Институт города, а главному архитектору его нужно придать статус ответственного за реализацию генплана, отвечающего перед городской Думой.
В процессе дебатов эксперт по малоэтажному жилью Аюр Ербактанов отстаивал свою позицию: «В многоэтажке не получится «зеленая зона». Архитектор парировал: «У нас, как правило, застройка перманентная – человек живет в вечной стройке. Малоэтажные поселки должны строиться исключительно «под ключ», тогда они имеют право быть».
На вопрос: «Почему проектируют аэрогорода, ведь жить в постоянном шуме некомфортно?» – господин Лесков ответил: «Сейчас самолеты становятся тише. А аэропорты нужны для трансконтинентального сообщения, перемещения грузовых перевозок. Всё это нужно кому-то обслуживать. И жить этим людям удобнее близ места работы».
Представитель кафедры архитектуры ТюмГАСУ поинтересовалась мнением относительно жизнеспособности некоторых проектов, которые реализуются на территории города. Один из них – проект омского института «Град», связанный с планировочными решениями. По мнению архитектора Лескова, хорошее предложение то, которое хотя бы «на 70 процентов несет пользу городу. Омский проект на 70 процентов несет Тюмени вред». Прозвучал вопрос, касающийся самой «больной темы» – парковок. Лектор ответил так: «Парковки – старая тема. Многие страны столкнулись с ней после войны, когда автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения. К 50-60 годам прошлого века европейцы приняли комплекс мер для решения этой проблемы, а мы свои города продолжали проектировать с учетом заниженной автомобилизации. И всё же, сколько ни проектируй, а от человеческого фактора не уйти. На автомагистрали в Токио сделали 16 полос, через полгода там возникли пробки. Виноват оказался человек».
Рекламу в Тюмени Сергей Лесков защитил: «Я бы не сказал, что у нас она самая страшная, если сравнивать с другими городами. Пусть её немного, но со вкусом. Это лучше, чем много, но без вкуса».
«Что делать с центром Тюмени?» – прозвучал вопрос, на который ответ уже был практически дан в ходе лекции. Повторяться кандидат архитектуры не стал, ответил кратко: «Бережно относиться к истории, оставляя самое ценное».
«Чиновники и архитектура. Что вы думаете по этому поводу?» – спросили господина Лескова «под занавес». Он ответил: «Во-первых, чиновники – тоже горожане. Во-вторых, развитие города должно регулироваться интересами общества, а не интересами чиновников. Генплан принимает общественность через публичные слушания. И вносить изменения в правила землепользования и застройки должны не чиновники, это ненормально. Самое главное, что нужно для начала сделать – это вернуть конкурсную основу на застройку Тюмени».