Нечеловеческая мощь
Косым углом раскрыла нощь,
Тебя дотла сожгла
И в сумерки ушла.
Юрий Федорович Самарин (1819-1876) родился в Петербурге в родовитой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование и как его друг К. Аксаков в 15-летнем возрасте поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. В студенческие годы увлекался работами классиков немецкой философии, и прежде всего Гегелем, Кантом, Шеллингом. Ю. Самарин свободно говорил и писал на семи европейских языках. Однако знакомство с лидером славянофилов А. Хомяковым позволило ему освободиться от влияния немецкой и французской культуры.
Будущий ученый погружается в своеобразие отечественной истории и русской культуры, позволившее ему совершить перелом в мировоззрении. Национальное сознание с этого времени начинает доминировать и проявляться у Самарина очень ярко и страстно, его магистерская диссертация «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» – тому свидетельство. В этой работе еще чувствуется влияние гегелевской философии, в одном из писем к А. Хомякову он писал: «Вне философии Гегеля Православная Церковь существовать не может. Мы родились в эпоху борьбы религии с философией – в нас самих совершается эта борьба… Вскоре должно определиться отношение философии к религии: религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие».
Не без влияния А. Хомякова, К. Аксакова, И. Киреевского Православие с помощью Гегеля потеряло для Самарина свою ценность. Юрий Федорович хотя и отказался от научной карьеры, предпочтя ей чиновничью службу в Петербурге, а затем в Риге, тем не менее активно участвовал в научной и общественной жизни страны. Философские, исторические, религиозные, публицистические его статьи и книги по национальным проблемам не потеряли ценности и в наше время. Сочинения Ю. Самарина изданы его братом Д.Ф. Самариным в семи томах. Современники мыслителя отмечали особый дар Самарина как полемиста, выдающегося оратора, западник А. Герцен ставил его выше даже А. Хомякова, равного энциклопедиста-спорщика не знала история России. Как религиозный ученый Самарин выступал против католицизма и протестантизма и искренне полагал, что эти ветви христианства не имеют внутренних сил для осуществления духовной власти в Церкви и потому неизбежно подменяют ее властью высших духовных иерархов; это, в свою очередь, вызывает протест, доходящий до полного безбожия. В «Письмах о материализме» философ, признавая определенные заслуги материализма с особой страстностью, основываясь на своем религиозном чувстве, подвергает уничтожающей критике пороки этого философского направления. Свои религиозные взгляды Самарин распространял на любую сферу деятельности. Занимаясь философской антропологией, ученый настойчиво отделяет понятие личности как субъекта сознания, от того понятия личности, которое превращает ее в мерило оценки. По существу он противопоставляет персонализм и индивидуализм, резко критикует индивидуализм, который является одной из важнейших ценностей западной цивилизации.
Исследуя проблемы личности, его антропология предваряет гносеологию и метафизику, исходя из онтологической установки в учении о познании, предваряя «экзистенциальную философию», возникшую в двадцатом столетии. Ю. Самарин в споре с А. Герценом и К. Кавелиным, который продолжался три года, доказывал, что личность может проявить свою самость только в общине как в высшей инстанции, так как община основана «на высшем акте личной свободы и сознания – самоотречения». Самоотречение, по мнению мыслителя, возводит людей к высшему принципу, который возвышается над личностью и противодействует индивидуализму. Высшее начало Самарин связывает со свободой, с религиозным сознанием. «Личное откровение, освещающее душу каждого человека, связано с Богом».
Религиозный опыт позволил Самарину душевную жизнь каждого человека, освященную Богом, истолковать как стремление индивида к свободе и ответственности. Сфера морали занимает у него центральное место, внутреннее устроение личности связано с духовной цельностью. Все способности человека – умственные, эстетические, нравственные – должны составлять внутреннюю целостность. Эти способности особенно проявлялись в соборности, народном быте, а народный быт основывался на общинных отношениях. Община, по выражению Самарина, являла «основу, грунт всей русской истории: прошедшей, настоящей и будущей». Община была освящена Православием и выражала материальное и духовное единство русского народа. Общинное землевладение как форма объединения русских людей по обработке земли существовала сотни лет.
На протяжении столетий складывались жизненный ритм, уклад, формировались народные традиции, духовные ценности, создавался кодекс русского труженика. Некоторые общественные деятели, такие, как К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, считали, что община должна быть упразднена, Ю. Самарин считал общину органическим порождением русской истории и предупреждал об опасности искусственного, легкомысленного ее уничтожения. Находясь на государственной службе в Риге, а затем в Киеве Самарин резко критиковал правительство за национальную политику в Прибалтике и о необходимости преобразований хозяйственной жизни в деревне. «Письма из Риги» мыслителя вызвали огромный резонанс, они распространялись в списках по всей России.
Правительство заключило Самарина на некоторое время в Петропавловскую крепость. Россия признательна великому патриоту за его участие в подготовке и осуществлении реформы по отмене крепостного права и земельной реформе. Проект будущих реформ и манифест Самарина был одобрен Александром вторым, он лег в основу будущего развития страны. Ю. Самарин жил в системе сложившихся координат, являясь продуктом своей эпохи. В истории русской религиозной философии нельзя пройти мимо его творчества.
По утонченности культуры, по глубине философской интуиции ему не было равных среди славянофилов первого поколения. Творчество Юрия Федоровича Самарина – мыслителя, патриота России, его жизненный путь будут являться предметом изучения и исследования для многих поколений русских людей.