«Я тебя никогда не забуду»

В Тюменской филармонии прошел спектакль «Юнона» и «Авось» в постановке театра Алексея Рыбникова. Легендарная рок-опера живет на подмостках Ленкома уже 30 лет, и всегда в зале аншлаг. Она полюбилась не только отечественным зрителям, но и зарубежной публике. Поэтому само упоминание данного названия вызывает интерес, вот и на сей раз в филармонии был ажиотаж, билеты разобрали задолго до дня спектакля.

В свое время рок-опера Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского совершила прорыв в театральном искусстве. На сцене театра Ленинского комсомола (а именно так в 80-е годы назывался Ленком), звучали молитвы, и выступала рок-группа.

До сих пор загадка, как удалось Марку Захарову не просто сохранить спектакль, но и гастролировать с ним по миру. Он и сейчас является одним из хитов Ленкома, который не стали снимать с репертуара и после несчастного случая с Николаем Караченцовым. Наверное, нет людей, равнодушных к этой рок-опере, по крайней мере, среди тех, кто ее видел, пусть даже в записи. И мне всегда казалось, что если через телевидение от постановки идет энергетика, от которой мурашки по коже, то живое исполнение способно полностью перевернуть сознание. Около десяти лет назад мне посчастливилось побывать на творческом вечере Николая Караченцова, где он исполнял и партии из рок-оперы. Действительно, даже в концертном варианте, они производили неизгладимое впечатление. Я слышала и легендарную композицию «Я тебя никогда не забуду» в исполнении Дмитрия Певцова, заменившего Николая Петровича в Ленкоме. Так что мне было с чем сравнивать.

Идя на постановку, я понимала: ленкомовский вариант никому переиграть не удастся, но все же было любопытно, как артисты подадут свою версию рок-оперы. На сцене металлический каркас с тросами, которые трансформируются по мере необходимости в канаты корабля, а то и в калифорнийский зал для приемов. Появляются статисты, скорее всего, олицетворяющие русское общество. Но когда выходит граф Резанов, его с первого раза и не узнаешь, кажется, он ничем примечательным не выделяется. Да и за всем действием, не зная первоисточника, следить довольно сложно. Возможно, потому что оно шло очень быстро, и некоторые ключевые моменты просто не прозвучали или были смазаны. Даже одна из самых ярких и знаковых сцен – отправление к американским берегам, своеобразная авантюра, проходящая под девизом «Авось!» – «Вместо флейт мы поднимем фляги» с первых аккордов не выстрелила, набрав темп только к середине.

Все зрители с нетерпением ждали появления Кончиты, ведь именно с ней связаны все самые трогательные моменты рок-оперы. Она неплоха, четко исполняет свою партию, правда, несколько сокращенно. Однако лично я не почувствовала никакого электричества между ней и Резановым, от их дуэта не захватывает дух. Такое ощущение, что спектакль поставлен хоть и профессионально, но, как говорится, с холодным носом, не на разрыв аорты. Но великую музыку и текст испортить сложно, наверное, поэтому и зал аплодировал, и артисты вышли на «бис», еще раз спев бессмертное сочинение «Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу».


4686