В зале “Иллюзион” тюменского Дома кино в ТРЦ “Фаворит” состоялась премьера художественно-документального фильма Константина Одегова “Распутин-Новый. Без покрова”. Если предыдущие свои киноработы режиссер первым делом предлагал на суд москвичей, то показ “Распутина” решил начать с родной Тюмени, уточнив: “Сегодня мировая премьера – без дураков. Эту картину еще никто не видел”.
Причин для такого шага сразу несколько. Во-первых, Распутин человек местный. Во-вторых, хотя настоящей кинобазы в нашем городе, конечно же, нет, фильм полностью сделан трудами тюменских профессионалов – режиссеров, монтажеров, костюмеров.
Операторские обязанности распределили между собой трое – сам Одегов, Эдуард Улыбин из телерадиокомпании “Регион-Тюмень” и Сергей Новиков, единственный в команде человек с настоящим “киношным” образованием. Поэтому “Новиков снимал Толоконникова. Улыбин снимал меня. Я снимал все остальное”, – объясняет Одегов. Владимир Толоконников, тот самый, который сыграл Полиграфа Шарикова в “Собачьем сердце”, участвовал и в “Наследниках”, предыдущем фильме Одегова, съемки которого проходили в Увате. В результате актер трижды побывал в Тюмени и признан совершенно своим…
Много лет назад, работая на тюменском телевидении, Одегов сделал 15-минутную зарисовку о Распутине. Ему довелось застать в живых Анфису Моторину, лично знавшую императорского фаворита. Фрагмент беседы с ней вошел и в новый фильм. Но тем, первым, сюжетом Одегов сегодня недоволен. Созрела потребность вернуться к теме и показать Распутина таким, каким он видится режиссеру по прошествии времени. Одегов признает, что и нынешняя трактовка может быть в чем-то ошибочной. Поэтому свой полнометражный фильм продолжительностью 1 час 15 минут он определил как художественно-документальный, а не как документальный в чистом виде.
Фильм не претендует на историческую новизну. Информации о Распутине много, все известные на данный момент документы давно обнародованы и рассмотрены под разными углами. Интерес представляет авторская позиция, образ, созданный режиссером вместе с исполнителем главной роли. Без Владимира Толоконникова, убежден Одегов, фильма бы просто не было. Получилась бы разве что иллюстрированная биография Распутина.
Актер тяжело болел, не поднимался с постели, “но когда я оказался в безвыходном положении, – рассказывает Одегов, – этот мужественный человек нашел в себе силы прилететь в Тюмень и очень серьезно, плодотворно поработать”. Из самолета Владимира Алексеевича вывезли на инвалидной коляске… Появление в кадре “живого” Распутина, умудренного жизнью, сознающего свой жребий, придает фильму необходимое личностное начало.
Картина насыщена кинохроникой: мы видим членов царской семьи, их окружение, уличные сценки, но только не самого Распутина. В архивах упоминается, что некий кинолюбитель снимал его на тюменском причале. Но отыскать пленку с этой записью Одегов не смог даже в наиболее полном Красногорском архиве кинофотодокументов. “Лучшее, что мне удалось найти, это редкие кадры Матрены, старшей дочери Григория Ефимовича”.
На вопрос, кто для него Распутин, режиссер ответил без колебаний: “Святой человек”. Человек, который служил Богу, ратовал за благо народа, трезвость и мир, помогал нуждающимся и умел облегчить страдания больного ребенка. Слова, вложенные в уста Распутина-Толоконникова, взяты из документальных источников. Не все они внушают доверие, зато укладываются в образ, который нарисовался в воображении режиссера: “Утверждать, что Распутин был именно таким, я не имею права. Это Распутин в нашем представлении”. Если через некоторое время откроются новые факты, представление придется скорректировать. И, может быть, Одегов снимет еще один фильм.
В картине заняты и тюменские актеры, точнее, их голоса. Михаил Панюков озвучивает Николая II, Елена Самохина – императрицу. В кадре появляется только Леонид Окунев, “всем известный, любимый и самый дорогой во всех смыслах актер”, как охарактеризовал его Одегов. Художественный руководитель театра “Ангажемент” предстает в роли тобольского извозчика, вспоминающего, как он видел ссыльного царя.
Такое кино не назовешь коммерческим, а потому поиск средств для съемок каждый раз становится проблемой. Благо Одегов многое умеет делать сам. “Я как-то пошутил на этот счет: я кино сам снимаю, сам режиссирую и сам смотрю”. Если надо, он становится и актером. “Гонорары звезд невероятно высоки, а сам я у себя всегда под рукой, ничего себе не стою. Таким образом, кино Одегова само собой превратилось полностью в авторское кино”.
С деньгами на “Распутина” помог Павел Митрофанов, бизнесмен “и просто хороший человек”. Впрочем, затраты на фильм по киношным меркам невелики, признает режиссер. Дороже всего обошлось, пожалуй, использование архивной кинохроники – по 100 долларов за минуту.
Для Одегова история Распутина продолжается и после его гибели: в трагической участи царской семьи, в несчастливой судьбе младших детей “божьего человека”, в потомках его дочери Матрены, сумевшей уехать за границу, в энтузиазме наших современников, супругов Сорокиных, которые открыли в Покровском музей знаменитого земляка. Фильм подоспел как раз к 95-летию со дня смерти Распутина и будет показан на московском кинофестивале, а затем, возможно (вдруг и правда пошлют, как обещают?), и на берлинском…
Споры об исторической роли Распутина не утихают до сих пор. Его поклонников фильм, безусловно, во многом порадует, противникам даст повод высказать альтернативную точку зрения. Но вокруг личности покровского “старца” еще при жизни наросло столько мифов, что вряд ли можно вычленить из них истину, сорвав покров тайны раз и навсегда. А потому Распутин будет таким, каким мы захотим его видеть. С версией Одегова желающих познакомит тюменский Дом кино, который берет фильм в прокат, а в дальнейшем, возможно, устроит ретроспективный показ других картин режиссера.