В субботнем номере за 12 ноября сего года прочитал статью Леонида Ткачука «Прямая спина при тощем кошельке» о состоявшемся в школе №15 г. Тюмени круглом столе «Новый учитель – новой школе». Прочитал и подумал: «Учитель-то новый, да проблемы старые». Те, что донимали педагогов и десять, и двадцать лет назад. Потому решил поделиться мыслями, накопившимися у меня за семнадцатилетнюю карьеру педагога.
Работа учителя во все времена была низкооплачиваемой. Потому шли в учителя или представители потомственных династий, или подвижники, готовые, жертвуя собой, нести детям разумное, доброе, вечное, или люди из низших социальных слоёв, для которых педагогика на фоне семейных достижений была шагом вперёд. Или те, кому деваться, кроме школы, было некуда.
К тому же преподавать в классе всё равно легче, чем целый день стоять у станка, мыть полы или красить и штукатурить. Но оплата труда учителя, если не брать прослойку «избранных» педагогов, была всегда ниже того, что получали представители рабочих профессий, не говоря уже о чиновниках и управленцах. Поэтому в любом случае работа учителя несла на себе ореол мученичества, жертвы.
Это была профессия, выделяющаяся из прочих своей исключительностью. Педагог, открывающий детям истины, – человек высшего порядка. Он абсолютен для своих подопечных не потому, что таковы его личные качества, а потому, что абсолютны знания, преподаваемые им.
Мастерство педагога непосредственно связано с актёрским, ораторским мастерством. Но выдающихся актёров и ораторов среди педагогов не так много. Более того, основная часть студентов педагогических вузов набирается из тех, кто в школе отличался хорошим поведением и прилежанием, исполнительностью и скромностью – из «тихих» хорошистов и отличников, сторонящихся всякой публичности, а потому и в ораторстве, и в актёрстве мало искушённых. В дальнейшем, попадая в школы, они звёзд с неба не хватают, наград и званий не получают, но детей учат всё так же прилежно, честно и негромко, и дети отвечают им любовью и благодарностью.
Что ж до признания их заслуг – то это выше. Школьная власть да и педагогическая бюрократия любит учителей, работающих на публику, запускающих «передовые» технологии, новаторов, дающих открытые уроки, где оценивается мастерство жонглирования учениками и знаниями, по сути, театральные постановки, к обычным занятиям имеющие отношение самое опосредованное.
Основной массе учителей вся эта показуха, далёкая от ежедневного педагогического труда, как кость в горле. Они вынуждены переступать через себя, участвуя в действах, запущенных свыше. Вообще-то главная задача школьной администрации – организовать для педагогов наиболее комфортные условия труда, потому что учитель – это тот человек, который непосредственно соприкасается с учениками, и от его настроения зависит, что будет заложено в них: добро или зло, любовь или ненависть, знания или хаос. Учитель должен стоять в центре образовательного процесса, всё должно делаться для него, для его работы. Но занимается школьная власть чаще всего тем, что придумывает занятия для себя, ну и одновременно для своих подчинённых. Любому из звеньев бюрократической цепочки надо показать, что оно не напрасно хлеб ест, крайним же остаётся учитель, которому, помимо участия в действах, ещё надо и преподавать. Вот и представьте, каково быть человеком высшего порядка тому, кого со всех сторон дёргают за верёвочки?
Учитель, принуждённый ломать в себе справедливую шкалу оценки ученического труда, лишён важного рычага воздействия на своих подопечных. Ведь ученик, посещая школу, руководствуется не абстрактной идеей познания мира, а просто хочет получить оценку за вчерашний труд, за выполненное домашнее задание. Если он остаётся неудовлетворён отметкой, то увеличивает время на подготовку. Но сегодня, когда градация баллов сужается, уменьшаются и возможности влиять на ученика оценкой.
Лишая учителя рычагов воздействия на ученика, от него требуют, чтобы он был завлекалой, скоморохом, потешающим знаниями своих подопечных. Но недаром есть такое выражение – «грызть гранит науки». Учёба – дело тяжелое и монотонное, требующее серьезного труда, и одними потешками в ней ничего не добьёшься. Да и надо ли чего-то добиваться, когда конечный результат обучения в школе зависит от натасканности по нескольким предметам на ЕГЭ? Ювелирный труд множества учителей по строительству человека, начиная от начальной школы и кончая средней, остаётся за пределами итогов обучения. Для государства он ничего не значит.
Как результат сегодняшней системы обучения особо надо отметить инфантилизм современной молодёжи. Конечно, время, в которое мы живём, устанавливает для молодых людей такие редуты, что у них вольно-невольно руки опускаются. Налицо кризис перепроизводства кадров с высшим образованием, рабочие же места переполнены эмигрантами из ближнего и дальнего зарубежья. Но тем не менее присутствуют и другие факторы, влияющие на ситуацию.
Заканчивая после школы учебное заведение, молодые люди остаются сидеть на шее своих родителей по ряду причин. Потому что в жизни они ничему, кроме как учиться, не научились. Потому что стоящую работу найти трудно, да к тому же сами родители совсем не против – они испытывают чувство вины за то, что не в состоянии пристроить своего ребёнка на приличное место. У них хватает средств не только прокормить своё повзрослевшее чадо, но и на его развлечения. Мы живём во времена, когда мало кто трудится ради куска хлеба. От голода не страдают даже те, кто предпочитает вести сибаритствующий образ жизни и ничего не делать. Работа даёт возможности улучшить своё материальное положение, сделать дорогостоящие покупки, выбрать заграничный отдых. Но не работа учителя! Отчего и молодёжь, привыкшая к лёгкому, беззаботному существованию, не торопится поставить на себе крест в виде преподавания в школе. Оплата педагогического труда, несмотря на бесконечные разговоры о её повышении, остаётся предельно скромной. В России это уже традиция. И как смотрят на своих учителей дети состоятельных родителей? Уж совсем не как на людей высшего порядка, в лучшем случае – с жалостью, в худшем – с высокомерием и презрением. Да и сами учителя, измученные придирками администрации, массой обязанностей, поведением и отношением своих подопечных, не лучшего мнения о себе. Они прекрасно осознают цену своего нелёгкого труда: что отдаётся и что воздаётся.
Несоответствие высокого предназначения учителя и его реального статуса в обществе является причиной внутреннего конфликта, побуждающего педагогов искать себе более спокойную, пусть и менее значимую работу.
И ещё один момент. Образование в нашей стране – отрасль, функционирующая весьма успешно. Она переполнила страну специалистами самых разных профессий. Лучших из них поставляет за рубеж в виде бесплатной помощи развитым и развивающимся государствам. Какой смысл ещё вкладывать в неё деньги, когда уже сегодня затраченные средства не оправдываются? Поэтому занимаются власти преимущественно «косметическим ремонтом» школьного образования, но не меняются векторы, содержание и сущность учебного процесса. Каким курсом шёл корабль образования последние двадцать лет, таким и идёт, потому что воспитание и обучение подрастающего поколения само по себе, а реальная жизнь – сама по себе.