Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев вознамерились построить Евразийский экономический союз
Под занавес недели президенты России, Белоруссии и Казахстана, ранее создавшие Таможенный союз, собрались в Кремле, где объявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства – созданию Единого экономического пространства (ЕЭП).
Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев подписали Договор о Евразийской экономической комиссии, Декларацию о евразийской экономической интеграции и Регламент.
Из Декларации следует, что конечной целью подписантов является создание Евразийского экономического союза, который должен появиться к 2015 году. Первым практическим шагом в этом направлении и стал подписанный договор о создании главного интеграционного органа – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), координирующей усилия трех стран.
После подписания документов лидеры пояснили журналистам, как они это дело себе представляют.
– Это очень важное событие, к которому мы долго шли. Наша сегодняшняя встреча имеет шансы стать одним из ключевых событий текущего года. Мы сделали очередной и очень мощный шаг на пути формирования Евразийского экономического союза – объединения, которое, вне всякого сомнения, будет определять будущее наших стран, – задал мажорный тон Медведев.
Президент благодарил своих коллег. И прежде всего Нурсултана Назарбаева, «который, если говорить предельно прямо и откровенно, был создателем этой идеи в очень трудные 90-е годы, когда даже слово «интеграция» воспринималось как рудимент советской лексики, как признак плохого тона. И в этот период Нурсултан Абишевич, не жалея сил, тем не менее призывал к тому, чтобы заниматься интеграционными процессами на постсоветском пространстве».
На это потребовалось много времени. Но последовательность всегда помогает решать самые сложные задачи. «И вот то, что мы сегодня делаем, – это результат этой многоплановой работы, которая, я уверен, носит исторический характер, которую, надеюсь, оценят и сегодня, и в будущем».
Дмитрий Медведев благодарил Александра Лукашенко «за настойчивую работу по интеграции, очень энергичную работу и в период создания Таможенного союза, когда Александр Григорьевич говорил: «Давайте работать быстрее, мы всё успеем, не волнуйтесь, мы успеем пройти все процедуры. И на самом деле это оказало большое влияние на всех, кто принимал участие в этих сложных переговорах».
Медведев напомнил, что с 1 июля текущего года Таможенный союз в составе тройки – Беларусь, Казахстан и Россия – заработал уже в полном объёме. «Взаимный товарооборот растёт очень быстро, и это очень хорошо. Это то, к чему мы стремились. Это цель, которую мы преследуем. Цель заключается в том, чтобы экономики лучше работали».
С 1 января следующего года приступит к работе Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), и будет введён в действие пакет международных договоров Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.
– Наши страны взяли на себя обязательства до конца этого года постараться выполнить внутригосударственные процедуры для вступления подписанного Договора о Евразийской экономической комиссии в силу, – пояснил Медведев. – Для того чтобы подать хороший пример, я сейчас сделаю один простой шаг – внесу соответствующие документы в Государственную Думу. Прямо в присутствии коллег подписываю письмо Председателю Государственной Думы с предложением о ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии.
Созданная комиссия, сообщает «Российская газета», будет состоять из совета, в который войдут вице-премьеры трех стран (от РФ первый вице-премьер Игорь Шувалов), и коллегии из девяти человек – по три от каждого государства. Комиссия должна стать наднациональным, нейтральным органом, который будет принимать решения на основе консенсуса. Что касается коллегии, то ее возглавит министр промышленности и торговли России Виктор Христенко. Кандидатуры других чиновников от РФ пока согласовываются.
– И следующий этап, – продолжал Медведев, – он тоже всем понятен – это создание к 2015 году Евразийского экономического союза. Мы тоже сейчас это обсуждали. Если созреют предпосылки – будем двигаться быстрее, если сможем. Не будем забегать вперёд, не будем суетиться, совершать лишних действий, но если будут созревать для этого возможности, будем двигаться быстрее.
Александр Лукашенко, упоминая о заслугах коллег, не остался в долгу:
– Давайте будем честны: идей за это время после распада единого Союза, Советского Союза, на нашем пространстве было достаточно, больше чем достаточно. Идей было много. Но все всегда говорили при всех президентах России, я это помню: пока Российская Федерация от заявлений, деклараций не сделает шагов практических в направлении интеграции, ничего не будет. Я тут не хочу в ответ Дмитрию Анатольевичу сказать об этом, но чего тут греха таить, мы уже ему об этом сказали, я это повторю публично: и он даже не думал, когда делал этот решительный шаг, будучи Президентом, что это так быстро всё получится. Это его слова. Мы тогда все не верили, что мы быстро к чему-то можем прийти. И если бы Российская Федерация, руководство Российской Федерации, не сделало этот практический шаг, эта идея могла бы ещё долго существовать как идея.
Сегодня она воплощается в жизнь. Я не совсем точно сказал – воплощается, она уже воплотилась во многом, – продолжал Лукашенко. – Мы сегодня существуем в рамках Таможенного союза. Совершенно иными стали наши отношения, их можно назвать даже межбюджетными, потому что огромные суммы – миллиарды долларов – мы перечисляем пошлин, которые взимаем на внешней границе, в российский бюджет, то же самое идёт делёжка, вы знаете, в каких процентах. Это уже большое дело.
Мы говорим: «Большое дело». И опять некоторые думают: «Сколько раз говорили – большое, большое дело». Можно и так сказать, но только не понимая суть. Это большое дело потому, что здесь завязана экономика наших государств, а это, наверное, триллионы уже долларов трёх государств. Завязаны огромные деньги.
Александр Лукашенко говорил о важности Декларации, которую подписали. «Декларация – это в некотором плане среднесрочный и даже долгосрочный документ. Мы чётко прописали в Декларации о евразийской экономической интеграции, как мы будем двигаться, в каком направлении, к чему мы будем стремиться. Почитайте, там всё сжато прописано – и по валюте, и по экономическому сотрудничеству», – призывал журналистов Лукашенко (декларация есть на официальном сайте).
– И что там греха таить – и в Казахстане, и в России, и у нас есть люди, которые рьяно настроены против этого процесса. Попытки предпринимаются до сих пор. Понятно, кто стоит за этими людьми, – батька садился на любимого конька. – Но мы через это всё перешагнули и чётко заявили: да, мы не теряем никакого суверенитета, никто никого никуда не гонит. Думаю, что Россия зря уж слишком оправдывается перед всеми, что она кого-то тут напрягает. Ничего Россия не напрягает, в каждом государстве есть нормальные, современные специалисты, которые всё посчитали и взвесили. Мы идём на это, потому что это выгодно всем трём государствам. И это привлекательный, как принято сейчас, модно говорить, проект, потому что, как было сказано Президентом России, в него уже есть желающие вступить (речь идет о Киргизии). Но мы с вами договорились, что для этих желающих будет выработана определённая дорожная карта. Прыгаете на этот уровень, через эту планку – приходите, будем сотрудничать. Но просто так прийти: «Мы вот за ЕврАзЭС, мы хотим в комиссии участвовать и так далее», – так не будет, подчёркиваю, потому что это экономика, это большие деньги, а не просто голословные заявления, – подчеркнул белорусский лидер.
– Поэтому мы, подписывая Декларацию, – пояснил он, – определили и нашу стратегию на будущее, как будет развиваться это экономическое объединение. Мы абсолютно не были против подписания этой Декларации в плане экономического союза, но нашли (наверное, это правильная формулировка), чтобы не забегать вперёд: до 2015 года, формулируя и кодифицируя все нормативно-правовые акты, которые мы подписали и ещё подпишем, мы придём к тому, как будет в перспективе называться наше экономическое сообщество. Думаю, что это будет Евразийский союз.
То есть речь не только об экономическом союзе.
– И нам этого бояться не надо, потому что мы и так отстаём. Вокруг нас уже всё союзы. ЕС не называет себя европейским экономическим союзом – Европейский союз и ни перед кем не оправдывается. Они перед нами не оправдываются за то, что у них есть мощный не только политический, но и военный инструмент, на который они опираются, – батька резал правду-матку. – Мы почему-то ещё на кого-то оглядываемся и боимся сказать, что мы стремимся к самому тесному нашему сотрудничеству. Но мы это обсуждаем, и это должны знать все те, кто ещё сегодня думает, что мы поговорим-поговорим, разойдёмся, и всё останется, как было. Не останется, потому что мы уже сделали много практических шагов, – подытожил белорусский лидер.
– Сегодня мы практически проводим первое заседание Евразийского экономического совета на высшем уровне, – сказал Нурсултан Назарбаев, – создали соответствующие органы. И, может быть, мы это не оцениваем, но мы тверды в решении, что, создав это детище, как отцы-основатели этой организации хотим, чтобы это было настоящее интеграционное объединение, самое высшее в постсоветском пространстве, самое привлекательное для всех других народов для присоединения.
Нурсултан Назарбаев благодарил Дмитрия Медведева за то, что тот подчеркнул авторство Казахстана. «Но, как нас учили, идея должна овладеть массами, чтобы стать практикой. Я рад, что мои коллеги поддержали. Без этого идея, как Александр Григорьевич сказал, осталась бы идеей».
Амбиции трех президентов, отмечает «Коммерсант», росли на глазах. И вот уже прозвучали слова о том, что пока ещё не появившийся Евразийский экономический союз кое в чем даже перещеголял давно существующий Европейский.
– Мы к сегодняшнему подписанию очень сложный путь прошли. Пять лет назад в Сочи мы договорились о создании Таможенного союза. Пять лет! Европейский союз, – не удержался Назарбаев, – к этому шел 40 лет после создания объединения угля и стали.
Совокупный ВВП наших трех стран, – продолжал казахский лидер, – приближается к 2 триллионам долларов. Есть объединения, конечно, в мире существует сейчас 240 интеграционных объединений. И вот теперь наше объединение – самое мощное, конкретное.
Тут прорвало и остальных. Особенно когда у президентов поинтересовались, не боятся ли они, что их союз постигнет кризис сродни тому, что сотрясает еврозону.
– Мы знаем, каким будет наш союз, – успокоил Дмитрий Медведев. – ЕС отчасти купил кота в мешке. У нас этой ситуации нет. Мы открыты, но это не значит, что любая страна может вступить в наше объединение. Для каждой страны будет «дорожная карта», и это вступление может длиться год, два, три, десять, пятнадцать лет. Будем действовать аккуратно, с учетом опыта ЕС.