Одна из хорошо организованных диаспор в области – ингушская
В Тюменской области в мире и согласии проживают более 120 национальностей. Многие из них сохраняют и развивают свою культуру, язык и традиции. «Без этого не будет уважения к другим народам, – сказали в комитете по делам национальностей. – Поговорите на эту тему хотя бы с тюменскими ингушами». Студентка факультета журналистики Чеченского университета, практикантка «ТП», встретилась с полномочным представителем Республики Ингушетия в Тюменской области Тимуром Даурбековым.
– Тимур Магомедович, ваша должность звучит весьма солидно.
– На самом деле представительство у нас на общественных началах. И создано не для того, чтобы я и мои товарищи от важности надували щеки.
Необходимо было организовать в регионе жизнь ингушской диаспоры и обеспечить ее связи с исторической родиной. Есть и другие полномочия. Офис представительства размещается в ООО «УралСибСтрой», в котором я работаю генеральным директором.
– У вас прекрасный русский язык…
– Мой отец, Магомед Яхьевич, приехал на работу на север Тюменской области еще в семидесятые годы. Мама, Любовь Магомедовна, филолог по образованию, преподавала в школах русский язык. В последнее время в качестве научного работника участвовала в совместном проекте Тюменского и Ингушского госуниверситетов – сборе, систематизации, написании и издании материалов об ингушской диаспоре. Как и отец, она давний активист национальной общественной организации. Меня привезли в Сибирь маленьким. Окончил факультет «Финансы и кредит» Тюменского университета.
– Ингушей на юге области несколько тысяч. Компактно проживают в Тюмени, Нижнетавдинском и Голышмановском, поменьше их в Тобольском и Исетском районах. Когда расселились в Сибири ваши земляки?
– Костяк диаспоры – представители старшего поколения – в основном приехали в пору освоения нефтегазового комплекса. Сейчас появилось поколение, которое родилось или выросло здесь и уже ощущает Сибирь своей родиной. Тем не менее у всех довольно сильная привязка к Ингушетии. Сказываются родственные связи, верность традициям… Очень серьезно относимся к тому, чтобы сохранить самобытность и общность, национальную этику и культуру. А в остальном мы такие же представители современного развивающегося российского общества. Занимаемся тем же, что и все, – платим налоги, получаем образование, развиваемся профессионально, если удается, то создаем бизнес.
– В том числе создали сборную по футболу.
– По инициативе комитета по делам национальностей каждый год проводится турнир «Кубок Дружбы» по мини-футболу среди диаспор. В нем принимает участие и наша команда «Магас». Однако хотел бы заметить, что среди вайнахов (ингушей и чеченцев) более популярны спортивные единоборства, где требуется применить индивидуальное мастерство и силу. Поэтому в центре олимпийской подготовки, к примеру, по дзюдо успешно занимаются и ингушские борцы. Мастер спорта международного класса, чемпион Кубков Большого шлема и Гран-при по дзюдо Муса Могушков готовится к олимпиаде. И довольно успешно – в своем весе занял первую строчку в мировом рейтинге Международной федерации дзюдо.
Чемпион мира среди юниоров по дзюдо Арби Хамхоев участвовал как успешный спортсмен во встрече с президентом страны Дмитрием Медведевым. Арби учится в Тюменском нефтегазовом университете и выступает за команду вуза на универсиадах всех уровней. Я назвал только самых ярких представителей тюменского спорта – ингушей по национальности.
– Рассказывают, что в 90-х годах в области существовала общественная чечено-ингушская организация «Вайнах». Со временем, когда кавказский субъект федерации разделился, ингуши создали Тюменскую областную общественную организацию «Центр ингушской культуры «Магас». В чем вы видите ее предназначение?
– На этот вопрос однозначно не ответишь. Начну с того, что культурному центру «Магас» исполняется 10 лет. Основателем был безвременно ушедший из жизни Иса Гадиев. Его сменил товарищ Исы и соратник Харон Вагелов. Сейчас во главе этой общественной организации Макшарип Марзаганов. Рядом с лидерами всегда многочисленные активисты. В том числе и мои родители. Не могу обойти тот факт, что, к сожалению, на Кавказе происходили и имеют место быть негативные события криминального и социально-экономического характера. Имидж народов, разумеется, пострадал. И мы осознали необходимость показывать все лучшее, что имеем, – культуру, самобытность… Стараемся раскрыть душу, помыслы во имя процветания Тюменской области и Ингушетии… всей России. Ингушам, если признаться, на самом деле не было необходимости организовываться в общества. Они и без этого неплохо организованы. У нас случаются события, на которые собираются все. Специальных приглашений никто не ждет. Но тем не менее необходимо было национальную общность привести в легитимную цивилизованную форму.
– Чем же еще занимается культурный центр «Магас» вдали от одноименной столицы?
– У нас в Тюмени был в свое время очень хороший детский ансамбль «Маршер» – лауреат многочисленных областных, российских и международных фестивалей и конкурсов. Я почему о нем вспомнил. До сих пор повсюду в магазинах сувениров страны встречаю магнитики с фотографиями детей из ансамбля, которые уже выросли и принимают активное участие в наших мероприятиях. На смену «Маршеру» пришел коллектив из Велижанской школы Нижнетавдинского района, которым руководит педагог Зарема Оздоева. Этот ансамбль также является лауреатом различных конкурсов. Ну а взрослые у нас не просто работают и обеспечивают семьи. Они, как правило, формируют определенное мнение и отношение к событиям и вещам. Оказывают поддержку приезжим землякам, студентам, военнослужащим… В общем, кроме участия в мероприятиях, организуемых в Тюмени и области комитетом по делам национальностей, активно занимаются воспитанием молодежи. Честно говоря, случаются и у нас, в Сибири, различные проблемные моменты. И если происходит что-то неоднозначное, сразу применяем превентивные меры. Скажем, молодой человек в каком-то порыве или по глупости может, если его вовремя не остановить, как говорится, наломать дров. Наши ребята организовали при общественной организации «Магас» молодежный совет. Через него старшие могут транслировать свое мнение, позицию и отношение к тем или иным событиям. С созданием совета ребята стали более организованными, соблюдают принятые у нас этические нормы. Уже не приходится вытягивать из них инициативу. На встречах и совместных мероприятиях молодые люди общаются, знакомятся друг с другом в более благоприятных условиях. К положительным итогам единения молодых людей можно отнести и то, что в последнее время свадьбы стали играть в Тюмени. Раньше для их проведения уезжали на историческую родину.
– В комитете по делам национальностей рассказали, что Тюменская областная общественная организация «Центр ингушской культуры «Магас» организует на местах национально-культурные автономии.
– Совсем недавно мы с Макшарипом Марзагановым в Голышманово представляли главе района Александру Васильевичу Желтоухову председателя местной национально-культурной автономии. Там старейшины выбрали молодого, активного и позитивного Тамерлана Аушева. Мы поблагодарили Александра Васильевича за благоприятные и комфортные условия проживания ингушей на Голышмановской земле. Приятно удивило то, что глава района в подробностях осведомлен о жизни наших земляков. В Нижнетавдинском районе национально-культурную автономию возглавляет опытный организатор сельхозпроизводства, генеральный директор ООО «Прогресс» Муса Шибилов. Эти две районные общественные организации в свою очередь учредили региональную национально-культурную ингушскую автономию. Однако должен заметить: если в других местах нет автономий, то это не значит, что там не ведется работа. К примеру, в Исетском районе пользуются авторитетом у земляков фермеры Гирихан Албагачиев и его двоюродный брат Амирхан.
– А где собираются ваши земляки? Взять хотя бы ту же Тюмень?
– В формате массовых межнациональных мероприятий мы с представителями других братских народов общаемся на площадках Дворца культуры «Строитель». Однако у нас есть острая необходимость в своем здании – кого-то из соотечественников поздравить с радостным событием, а кого-то проводить в последний путь… Мало ли поводов.
Проблему решил один из земляков – приобрел участок в 20 соток возле учхоза. Вот и начали строить вскладчину здание культурного центра. Среди вайнахов нет крупных предпринимателей. Бизнес многих, скорее всего, не подпадает даже под средний российский. Но кто деньгами помогает, кто стройматериалами, техникой, а кто просто приходит поработать. Первый этаж уже возвели, вместе со вторым площадь будет порядка 350 квадратных метров. Здание небольшое, но ещё двор, навес… Планируем воссоздать ингушскую башню. В ингушских селениях целым родом много лет строили оборонительную башню с жилым сектором. Ведь через Кавказ проходили разные народы, в том числе и с военной миссией. Надо было защищаться. Хотели бы также поставить арочник под спортивный зал. Если мы это осилим, то предложим там заниматься всем национальным командам.
– Вопросы религии всегда были деликатными. Могли бы ответить, все ли устраивает ингушей в этом плане?
– Верующие ходят во все мечети. Мусульманских лидеров у нас нет. Да ислам и не терпит лидеров. Но если наши земляки собираются совершить намаз, всегда есть старший. Нам очень важно, чтобы наша молодежь наряду с наставничеством получила полноценное духовное развитие, которое позволило бы осознать свою роль в жизни России. Процесс этот довольно сложный. Скажем, в отроческом возрасте, когда у юношей и девушек возникает необходимость определить жизненный путь, преодолеть порог для решительного шага – они обращаются к своим корням. В это время отчетливо формируется тяга к национальным традициям… И в этом надо помочь молодым. Чтобы они в сознательном возрасте могли уважать культуру и самобытность других народов.