В Тюмени состоялся XIII Международный фестиваль дизайна, архитектуры и искусств. Организаторы не смогли пройти мимо символической цифры “13”, а поскольку традиция велит каждый год давать фестивалю имя собственное, то нынешний так и нарекли – “Тринадцатый”.
Название свое фестиваль оправдал, доставив устроителям немало хлопот и волнений. Но, будучи людьми позитивного склада, тюменские дизайнеры восприняли трудности как вызов: “Мы решили проверить, получится ли провести фестиваль в сложных, экстремальных условиях”, – рассказывает Геннадий Вершинин, директор Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств (в составе академии культуры и искусств).
Получилось – благодаря энтузиазму самих тюменцев, а именно: председателя областного союза дизайнеров Натальи Крамской и ее помощников, студентов-четверокурсников, и иногородних друзей – участников фестиваля из Екатеринбурга, Усть-Каменогорска, Омска, Ханты-Мансийска… Впрочем, есть надежда, что следующий, четырнадцатый, фестиваль обойдется без крайностей и сможет удивить любителей дизайна новыми и неожиданными изюминками.
Первым событием «Тринадцатого» стал интернет-конкурс работ молодых архитекторов и дизайнеров, на котором достойно показали себя студенты тюменских вузов.
Следом открылась персональная выставка на троих. Эти трое очень разные – дизайнер интерьеров Марина Гриценко, гуру мультимедиа Павел Олин (он же StereoNoize) и график Константин Решетников. У последнего, помимо планшетов с рекламными проектами, представлено несколько картин, подтверждающих, что тюменские профи творят не только на заказ, но и для души. Что объединяет этих мастеров? На первый взгляд, только повод и формат выставочных планшетов. Но, может быть, именно радикальное несходство и подчеркивает ту общую для тюменского дизайна черту, которую всегда отмечают сторонние наблюдатели, – художественность. Очевидную в живописи, размноженную в стилевом разнообразии интерьерных решений, концептуальную в графическом отображении аудиовизуальных опытов (попробуй-ка передать такое на бумаге!)… Из отношения к проектным работам как к произведениям искусства, собственно, и родился сугубо тюменский обычай устраивать дизайнерам персональные выставки. Такого нет больше нигде, не устает повторять Геннадий Вершинин.
А еще тюменцы знают, что оригинальная художественная идея сильна высоким качеством воплощения. Поэтому на Международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну воспитанники нашей дизайнерской школы всегда занимают призовые места. В нынешнем году на смотр-конкурс в Ереван послали десять студенческих проектов. Восемь удостоились дипломов первой степени, два оставшихся – дипломов второй степени. Вручение наград, по обыкновению, приурочили к главному событию “Тринадцатого” – открытию выставки-конкурса дизайнерских проектов в Тюменском музее изобразительных искусств. Правда, из десяти призеров получить диплом лично вышла одна Вероника Римша. Кстати, жюри тюменского конкурса отметило ее концептпроект интерьера отеля искусств как “лучшую идею” в интерьерном дизайне.
Выставка конкурсных проектов заняла три зала и фойе второго этажа. Модный показ – главная “фишка” фестиваля – на этот раз состоялся в Тюменском колледже искусств. В разделе “дизайн костюма” больше всех наград собрал Омский институт сервиса, гран-при досталось Ирине Жегусь, выступившей с коллекцией “Цельсиус”. Зато среди обладателей дипломов первой степени – тюменка Надежда Морозова с коллекцией “Дежавю”.
Соединять творческий порыв и насущные потребности производства – такова нелегкая доля мастеров индустриального дизайна. Андрей Кокорин из Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УралГАХА) придумал инновационное лазерное устройство для нарезки продуктов питания и завоевал гран-при. А лучшим “реальным проектом” жюри сочло ручную мешкозашивочную машину Алины Зотовой из Ханты-Мансийского филиала той же УралГАХА.
Тюменцы блеснули сразу в нескольких разделах. Екатерина Быкова сотворила лучший проект в сфере “коммуникативного дизайна” – городской рекламный информационный справочник “Ум”. В разделе “городская среда” не было равных Татьяне Манухиной и ее ландшафтному дизайн-проекту “Парк развлечений”. Сильнейшим дизайнером интерьеров признана Анастасия Сухова с проектом “Штрих-кафе”. В разделах “архитектура” и “дизайн-педагогика” гран-при не присуждался, остальные премии достались двоим тюменцам, а также гостям из Казахстана, Екатеринбурга, Ханты-Мансийска и Набережных Челнов.
“Тринадцатый” удался, считает председатель жюри профессор УралГАХА Николай Ляпцев. Он доволен и уровнем работ, и фестивальным духом. Поездки по разным городам, планшеты на стенах – со временем все это входит в привычку, и ощущение новизны теряется. Но войдя в зал, где монтировалась выставка (как водится, в ночь перед открытием), искушенный профессор попал в атмосферу праздника.
А еще говорят, что дизайнеры боятся слова “красота”. Пару фестивалей назад на эту тему даже организовали круглый стол. Под занавес же “Тринадцатого” дизайнерскому сообществу предложили обсудить шутливо-провокационный тезис “Дизайн – напасть цивилизации”.