Символизирует главный мусульманский праздник
Ислам предлагает человечеству эталон цельной и здоровой личности с чувством собственного достоинства и осознанием своих прав и свобод. Формулировка, по сути, общечеловеческая – те же «правила жизни» содержат православие и буддизм, католицизм и иудаизм… Неудивительно, что высказывание не раз звучало и в Тюмени во время нынешнего Курбан-байрама, 6 ноября. Праздник жертвоприношения неразрывно связан с паломничеством в Мекку – город, где родился и проповедовал пророк Мухаммед, и где, по преданию, происходили связанные с Курбан-байрамом события.
Среди миллионов паломников в святые места есть и немало тюменцев, некоторые из них совершали хадж в Саудовскую Аравию не единожды. А всякое паломничество сверх обязательного считается особенно благочестивым. Кстати, деньги на поездку к святым местам могут быть добыты только честным трудом, что и делает хаджи всю жизнь.
Ибо каноны ислама строги и не допускается, чтобы средства на хадж были взяты в долг или заработаны небогоугодными делами (такими, к примеру, как продажа спиртных напитков). Причем рекомендуется иметь денежную сумму, необходимую не только для путешествия, но и для содержания семьи на период отъезда кормильца.
Правила таковы, что прежде чем вступить в священный город, паломник совершает ритуальное омовение, затем надевает ихрам – два куска белой материи. Одним оборачивают бедра от пояса до колен, другим прикрывают шею и грудь, накидывая на левое плечо и завязывая его на правом боку. Ихрам нельзя снимать до окончания паломничества. Мужчинам позволяется ходить в таких случаях с непокрытой головой, а для женщин головной убор обязателен. В качестве обуви разрешаются только сандалии без застежек. Во время освящения человеку необходимо отбросить все мирские желания, предаваться благочестивым размышлениям, читать молитву... В ходе обряда малого паломничества – умры – его участники семь раз обходят против часовой стрелки вокруг Каабы (здания в форме куба), целуют черный камень (главный объект поклонения) или дотрагиваются до него, затем опять совершают ритуальные обходы, молятся напротив каменной плиты, пьют воду из священного источника Замзам. (Вода эта считается целебной, и мусульмане часто увозят ее на родину в специальных сосудах – замзамийя). Затем верующие семь раз проходят быстрым шагом между холмами Сафа и Марва.
Настает черед самого хаджа – большого паломничества. После торжественной проповеди в мечети Каабы верующие покидают Мекку и шествуют через долины Мина и Муздалиф к долине Арафат, где проводят ночь в молитвах и благочестивых размышлениях. На следующий день проводится центральный и наиболее торжественный обряд – стояние у горы Арафат, которое продолжается до захода солнца. Главный имам мекканской мечети въезжает на белом коне на холм и с его вершины читает проповедь и возносит мольбы к Всевышнему. Как только солнце исчезает за горами, наступает ифада: все спешат под звуки музыки и выстрелов в долину Муздалиф, где у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы.
А на другой день после утреннего намаза и проповеди все вновь отправляются в долину Мина, где и происходит жертвоприношение животных – овец, коз, верблюдов… Над жертвой мулла или муэдзин читает специальную молитву, но в принципе любой рядовой мусульманин перед за-кланием священного агнца тоже может произнести краткое: «Бисмиллах, Аллах Акбар!» («Во имя Аллаха, Аллах велик!»).
Ритуал восходит своими корнями к преданию, согласно которому патриарх Ибрахим получил во сне повеление Всевышнего принести сына в жертву. Будучи человеком богобоязненным, он не мог не исполнить волю Аллаха. И отправились отец с сыном к месту жертвоприношения, предначертанному Богом. Ибрахим простер свою руку, взял нож и уже коснулся было горла Исмаила, как Аллах молвил архангелу Джабраилу (по Библии – Гавриилу): «Спеши скорее к рабу Моему и передай ему, чтобы не поднимал он руки на отрока своего и не делал над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боится Ибрахим Меня и не пожалел во имя Меня сына своего единственного». Одним взмахом крыльев Джабраил молниеносно достиг земли и затупил нож, прежде чем тот коснулся горла Исмаила. Тогда возвел Ибрахим свои очи и узрел, что Джабраил несет для заклания овна, и воскликнул от радости: «Нет Бога, кроме Аллаха! Велик Аллах!».
Таким образом, Курбан-байрам (или Аид-аль-адха) символизирует для мусульман истинность учения Мухаммеда, ниспосланного ему в откровении, а также всемогущество и милосердие Всевышнего Творца. И вот уже многие столетия в память о готовности Ибрахима принести в жертву Аллаху своего сына по всему мусульманскому миру верующие в эти дни несут на заклание животных.
Совершив ритуал жертвоприношения, мусульманин не должен скупиться на угощение – необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой иногда присутствуют мулла или муэдзин. А сам Курбан-байрам начинают с самого раннего утра – с молитвы в мечети. После окончания намаза верующие возвращаются по домам, а затем собираются на улице или во дворах и поют славословие Аллаху. Затем в мечети или на специальной открытой площадке опытный имам-хатыб произносит проповедь, по окончании которой люди идут на кладбище молиться за умерших. Считается, что жертву можно приносить не только за живых, но и за усопших.
Три-четыре праздничных дня – это и пора визитов к друзьям и родственникам, а также – время преподношения разнообразных подарков. Кстати, дарение чего-либо рекомендуется, но не обязательно, потому что малоимущие нередко испытывают затруднения с покупками и за недостатком средств могут отказаться от хождения в гости. Соответственно в дни Курбан-байрама в доме мусульманина царит дух гостеприимства и щедрости. Вновь пришедшему здесь рады, и он не уйдет, пока не отведает мясных блюд. Это могут быть традиционные на Востоке плов или манты, шашлык или лагман, жаркое или бешбармак... В общем, всего в меру. Как и само учение Мухаммеда, порицающее чрезмерность во всем и предопределяющее скромность самих празднований… Главное, считают мусульмане, что соблюдение канонов ислама приводит к нравственному и физическому оздоровлению, делает человека смиренным, миролюбивым и сближает людей духовно.