XXV Всероссийский фестиваль искусств «Алябьевская музыкальная осень» в Тюменской филармонии закрывал Юрий Башмет и камерный оркестр «Солисты Москвы». Концерт был посвящен 20-летию коллектива.
Нынешняя программа собрана из номеров, составляющих золотой фонд музыки для струнных инструментов. Юрий Башмет в свое время совершил прорыв, выведя на первый план альт, и сделал это настолько гениально, что многие композиторы считают за честь писать музыку специально для него.
Начался вечер с сочинения Нино Рота для камерного оркестра. Постоянные зрители привыкли, что Башмет обычно берет масштабные произведения, но на этот раз он решил уйти от этой формы и, как жемчужины на нить, нанизывал емкие, но от этого не менее сложные, популярные мелодии.
Маэстро и сам вставал за дирижерский пульт, и выступал как солист. Несколько лет назад на пресс-конференции его упрекнули, что он до обидного мало на концертах играет сам. В этот раз Башмет решил наверстать упущенное и в полной мере дал публике насладиться своей виртуозной игрой. Среди звучащих произведений - музыка Паганини, Россини, Шостаковича. Она разная, лирическая и неистовая, со сложными переходами и сменой темпа, относящаяся к иным стилям, направлениям, эпохам. Но все это объединялось талантом маэстро, изысканностью исполнения и необычностью интерпретаций классики. Стиль Башмета при внешней мягкости отличается строгой манерой ведения, за которой безоговорочно следуют оркестранты. Даже когда он сам солирует, коллектив полностью подчинен руководителю, и Юрию Башмету удается сохранить его как единый организм, пусть он и стоит лицом к залу.
Из произведений, редко звучащих на концертах, стоит отметить русскую песню из оперы Стравинского «Мавра». Альт Башмета, следуя транскрипции автора, тем не менее в собственной манере передал все оттенки русской души. Еще одно знаковое сочинение - полька Шнитке, написанная для театра на Таганке. Именно мастерство Юрия Башмета вдохнуло в нее новую жизнь, сделав одной из жемчужин его репертуара. Техника исполнения польки довольно необычная, в некоторых местах она не смычковая, а щипковая, что позволяет более полно продемонстрировать палитру мелодии.
Под занавес вечера Юрий Башмет решил сделать для зрителей сюрприз, исполнив известную музыку «С днем рождения» на манер танго Пьяццоллы, вальсов Штрауса, чардаша Монти. Таким образом, коллектив и его руководитель придумали для себя оригинальное поздравление с юбилеем на радость публике.