Работа в школе: уйти или остаться? От чего это зависит? Нужны ли конкурсы мастерства? Учитель – это звучит гордо? Или …горько? Какими видят себя учителя в зеркале СМИ?
Эти вопросы стали предметом долгого и небезынтересного диспута, организованного в 15-й тюменской школе работниками института развития регионального образования при участии профсоюзных лидеров, членов ассоциации молодых педагогов, курсантов школы подготовки к конкурсу «Педагог года» и представителей учительской элиты города. Круглый стол стал продолжением региональной конференции Всероссийского педагогического собрания «Новый учитель – новой школе».
Итак, почему же нынче молодёжь не торопится заполнять учительские вакансии?
Стоило ли затевать рискованный разговор? Решение со стороны кажется нам простым, как «дважды два». Как говорится, «утром деньги – вечером стулья». То же касается и жилья. Да обеспечь ты педагога своим углом – и двери школ сорвет с петель могучий поток выпускников педагогических вузов.
Однако вслушиваясь в разговор, ваш корреспондент убедился в том, что ситуация намного сложнее. Конечно, материальная основа ораторами со счетов не сбрасывалась, но деликатно умалчивалась, и вместо «грубых и низких истин» в речах оппонентов постепенно оформился неким камнем преткновения – «невысокий учительский статус», который необходимо повысить в иерархии общественных ценностей. Самым удивительным для вашего корреспондента оказалось, что внутри цеха тема зарплаты и квартиры не стала доминантой. Профессионалов занимали вопросы методического мастерства, корпоративная честь, чувство собственного достоинства, словом, всё то, что входит в понятие «прямая спина».
Что ж, если в постановке диагноза все были единодушны, то в рецептах, как тому и подобает быть, возникли разногласия.
Каким, скажем, видит моральный кодекс педагога молодой учитель из исетской школы Константин Аушкалис?
– Придя в богом данную профессию, учитель должен быть открытым душою и тёплым сердцем и ни за что не должен оставлять свое героическое поприще, чтобы не предать детей, равняющихся на своего кумира…
– Ни в коем случае! – возражает один из лауреатов педагогического конкурса Константин Лупиков, который успешно пробовал свои силы в тележурналистике, но педагогика всё же перевесила. – Главное – не предавать самого себя. В этой жизни столько интересного и за стенами школы! Нужно «идти, куда влечёт тебя свободный ум», набраться жизненного опыта, чтобы потом осознанно занять ответственный учительский пост, занять его по призванию…
– Да! Есть у нас материальные проблемы! – не скрывает преподаватель английского языка из 62-й тюменской школы Елена Рыбакова, которая видит своё будущее только в школе. – Но ни в какие иные отрасли, ни на какие «хлебные места» я не хочу уходить! Ощущаю, что только на этом месте я смогу приносить максимальную пользу людям. А руководство всё ж таки старается оказать достойным и методическую помощь, и материальную поддержку…
Лилия Тимофеева, перспективный литератор-«пятилетка» из Наримановской школы, которую она и закончила когда-то, вполне солидарна с коллегой, но решающим фактором считает ротацию административных кадров в школе:
– Побольше бы руководителей, поддерживающих учителя! Наш новый директор, к примеру, заявил, что сделает всё, чтобы у меня даже не возникло желания уходить из школы…
(Всё бы ничего, да только из 25 однокашников в ее студенческой группе, по признанию молодой учительницы, лишь трое выпускников работают в школе).
Много нелестных слов на диспуте прозвучало и в адрес бумажного потока, захлёстывающего школы и мешающего живому делу. Но не так страшен чёрт, оказывается, как его малюют. Во всяком случае, Ольге Рединой, одной из звездочек тюменской и российской педагогики, засилие параграфа даже на посту завуча не помешало ни преподавать, ни участвовать в профессиональных конкурсах, ни даже играть на театральной сцене… Вот и ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат рекомендует молодым педагогам отфильтровывать из бумажного потока лишь самое нужное. Правда, в ее ведомстве это под силу целому отделу…
– Дети не дадут уйти учителю! – уверена Ольга Голендухина (Сорокинский район). – Именно в них таится тот двигатель, заряжающий тебя положительными эмоциями, тот драйв, тот «адреналин» и тот источник личностного роста, который заставляет тебя постоянно двигаться вперед…
Выступлений было немало. Однако не стенографирование было целью вашего корреспондента. Важнее было ощутить душевный настрой, внутренний нерв учительства. И тем отраднее было открыть в молодых людях неистощимый запас бодрости и оптимизма, стремление отдать силы на служение делу и самоуважение, позволяющее им держать спину прямой даже при тощем кошельке. Нет! Не прервётся связь времен!..
То, что власть разворачивается к школе своей лицевой стороной, сомнению не подлежит. Тому подтверждением служит хотя бы горяченькое, с пылу с жару постановление губернатора о найме жилья для молодых педагогов. Сэкономить пяток-десяток тысяч ежемесячно, что ни говори, существенное подспорье для бюджета молодого педагога. И не только молодого, поскольку в случае отсутствия личного жилья педагоги не лишатся компенсации по найму и после своего 35-летия. Не в состоянии пока власть наделить всех желающих низкопроцентным ипотечным займом. Слишком велик риск обрушить жилищный рынок в регионе. Но лиха беда начало. Уже получены первые учительские кредиты. А дальше, может быть, и сформируется, – прогнозирует глава областного департамента образования Алексей Райдер, – программа по созданию жилкооперативов…
Бюджетники нынче в фаворе. И дело, думается, не только в грядущих выборах, где лидирующая партия торопится набрать политические очки. Недавно получили ключи жильцы первого в Тюмени «военного дома». И оклады воинские повышаются в два-три раза. Эти шаги правительства вполне понятны. Как гласит древняя истина, «не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую». Однако назревает необходимость и в «учительских домах», и в «докторских». Слава богу, есть у нас, кому оборонять. Ну, а если вдруг некому будет учить или лечить?..
«Рыцари» круглого стола, конечно же, убедительно доказали, что школы не опустеют даже при самом неблагоприятном раскладе, потому что в учительских сердцах велики запасы терпения, благородства и профессиональной чести. Но сменит ли педагогическую гвардию новое пополнение?.. И какие понятия включает в себя «учительский статус»? Каким образом можно поднять его на достойную высоту? Этот вопрос остался открытым для последующих встреч. Хотя есть возможность продолжить заседание круглого стола в виртуальном режиме, на страницах нашей газеты. Какие будут предложения?