Дни белорусской культуры, организуемые представителями областного национально-культурного общества «Беларусь», прошли в начале ноября в Тюмени и в деревнях, основанных на юге региона выходцами из Белоруссии («самоходами») более столетия назад.
Расположились эти белорусские деревни в Викуловском, Нижнетавдинском, Сладковском, Упоровском, Ишимском, Сорокинском, Аромашевском районах. Здесь, в сибирской глубинке, до сих пор в первозданном виде сохранились почти забытые на исторической родине традиции. И прежде всего праздники годового цикла – Раство, Каляды, Гуканне вясны, Юрье, яркий, расцвеченный травами и цветами Иван Купала, Багач, Дзяды… Вот и нынешней осенью снова отмечали развеселый Багач – смысл названия праздника легко угадывается, поскольку по окончании сельхозработ деревенский труженик чувствует себя хоть чуточку богачом. Главный атрибут действа – короб жита со вставленной в середину восковой свечой. Это символ единения деревенской общины, поскольку зерно с первого обмолоченного снопа в него ссыпают все семьи. Процессия обходит с коробом всю деревню, включая выгон, куда пастух и хозяйки сгоняют скотину. Очень важный момент ритуала – пожелания дальнейшего благополучия, плодородия земли, плодовитости домашних животных. В одном из дворов накрывают белой льняной скатертью стол, водружают на него короб с пшеницей, овсом, ячменём, служат молебен, затем идут в дом на праздничный ужин. А злаковые как величайшую драгоценность ставят на полку и хранят до нового урожая. Испокон веку считалось: Багач приносит в дом богатство и счастье. Он позволял большой патриархальной семье спокойно и уверенно строить планы на будущее.
Неповторимый колорит и самобытность сибирских белорусов особенно заметны во время таких дней – смотров национальной культуры. Программа нынешнего праздника тоже была весьма разнообразной. Выступили с концертами популярные творческие коллективы, детские самодеятельные ансамбли. Устраивались игры, забавы, конкурсы рукоделия и рисунков, выступления чтецов. Работали выставки прикладного творчества «Народные ремесла и предметы быта Беларуси» (соломка, лен, вышивка, глина), был развернут показ этнографических материалов «Самоходы земли Викуловской» (об истории переселения белорусов в Сибирь), предметов народного творчества и быта «самоходов».
Согласно статистике, этнических белорусов в регионе насчитывается сегодня около 50 тысяч. Часть из них – потомки «самоходов», а многие приехали жить и работать в Тюменскую область во второй половине прошлого столетия. Все они живо интересуются всем, что происходит на их исторической родине, стараются сохранить и продолжить свои национальные и культурные традиции. Кроме областного национально-культурного общества «Беларусь», аналогичные общины созданы в Сургуте, Ноябрьске, Нижневартовске. А одним из первых было образовано общество «Батьковщина» в Ханты-Мансийске. Духовная потребность, интерес и уважение к своим корням в напоминаниях не нуждаются, если всё передается из поколения в поколение. В том же обществе «Беларусь» для молодежи, для детей по выходным работает воскресная школа, где они могут много узнать об истории своей родины, о географии, литературе и языке. Факультативная форма изучения белорусского языка введена и для студентов второго курса филологического факультета Тюменского университета.
Если совершить краткий экскурс в советское прошлое, то можно увидеть свидетельства того, что Белоруссия в то время активно помогала освоению богатых тюменских подземных кладовых – направляла сюда отряды специалистов, технику… Исторически сложилось, что сотни тысяч представителей этой республики прошли трудовой путь на стройках и нефтепромыслах Тюмени, многие из них, полюбив суровую природу края, остались здесь навсегда. И результатами их труда можно гордиться, особенно глядя на возведенный белорусскими строителями прекрасный город Лангепас. Как говорится, строили с любовью, строили для себя.