Остров Джазефины

Если у мультфильма “Мадагаскар” есть продолжение, то почему бы ему не быть у нашей истории, так похожей на сказку?

Эта история действительно очень похожа на сказку. Однажды, придя домой, тюменская джазовая певица Инга Лударева обнаружила 15 пропущенных звонков, сделанных с очень необычного международного номера. У нее есть друзья за рубежом, и первое, что пришло в голову: кто-то соскучился…

Но оказалось, что звонили из российского посольства на Мадагаскаре с невероятным предложением – спеть на международном фестивале джаза. Любопытно, что всего за пару дней до этого Инга посмотрела мульт-фильм “Мадагаскар”. Судьба будто посылала знак: готовься…

Фестиваль под названием “Мададжазкар” продолжался две недели. В Антананариву съехались исполнители с Кубы, из Бельгии, ЮАР, ФРГ, Израиля, Камеруна, США, Японии, Ганы, Швейцарии, Португалии, островных государств Индийского океана… В день проходило по пять-шесть концертов – музыканты выступали перед слушателями разного возраста и положения, на самых неожиданных площадках, даже в лесу. Чувствовалось, что “Мададжазкар” – отнюдь не междусобойчик для избранной публики, а без преувеличения национальный праздник. И впервые за 22-летнюю историю фестиваля среди его участников была артистка из России.

Почему пригласили именно ее? Потому что в жизни всегда есть место счастливому случаю, а удача находит тех, кто стремится ей навстречу. Инга Лударева не только прекрасно поет. Она занимается фестивальной, клубной и гастрольной работой, четыре с половиной года, вплоть до недавнего времени, вела на радио “Ля фам” авторскую передачу “Острова Джазефины”. И, конечно же, у нее есть своя страничка в Интернете, что делает возможными самые невероятные творческие контакты… Один из таких контактов и обернулся для тюменской джаз-леди самым дальним странствием в ее жизни.

Из Тюмени – в Москву, потом еще дальше на запад, в Париж. Мадагаскар долгое время был колонией Франции и до сих пор поддерживает с ней тесные отношения. К тому же авиакомпания “Эйр Франс” – один из спонсоров фестиваля. Перелет длился 11 с лишним часов. Межконтинентальный лайнер (12 кресел в ряду) пленил Ингу уровнем комфорта и заботы о пассажирах. Покидая самолет, она пригласила экипаж на свой первый концерт, который состоялся 7 октября в традиционном фестивальном месте – Кафе де ла Гар.

С какой же радостью она увидела в зале и летчиков, и пассажиров, с которыми познакомилась в аэропорту Шарля де Голля в очереди на посадку, и российских дипломатов. Соотечественницу принял чрезвычайный посол Российской Федерации на Мадагаскаре Владимир Гончаренко, а атташе по культуре Софья Ситникова стала ее ангелом-хранителем на все четыре дня, которые певица провела в Антананариву.

Накануне концерта у Инги Лударевой был целый день для репетиций с малагасийскими музыкантами. Программу выступления, состоящую из классических джазовых стандартов, они получили заранее. Теперь артистам из двух разных полушарий предстояло найти общий язык. “Мне повезло, что со мной выступал местный пианист Луис Рамаросон, – рассказывает Инга. – Он великолепный аккомпаниатор и очень хорошо знает джаз”. Компанию мэтру составили очень молодые и очень скромные музыканты, которые представились как Джуниор (барабанщик) и Микя (басист).

Второй концерт прошел на следующий день под открытым небом. Инга Лударева легко выговаривает длинные малагасийские слова. Имя президента оргкомитета “Мададжазкара” – Дезире Разафиндразака – у нее от зубов отскакивает. Но даже ей оказалось не по силам название летнего театра, на сцене которого в тот же день выступали норвежец Эрик Киместад Педерсен – “очень классный трубач”, бразильская певица Вивиан де Фариас, “с которой мы теперь большие подруги”, а также молодой, но уже знаменитый канадский пианист Тьюрен Митчелл, обладатель джазового Грэмми…

Инга исполнила известные темы Кола Портера, Ирвинга Берлина, Джорджа Гершвина, Дюка Эллингтона, в том числе “Когда я влюбляюсь” (певица предпочитает дословный перевод названия When I fall in love – “Когда я падаю в любовь”) и “Звезды падали на Алабаму”. После “Джорджии” к ней подошла девушка из Атланты и призналась, что, слушая песню, не могла сдержать слез. Тюменка включила в программу знаменитые “Опавшие листья” и еще несколько песен на французском языке, а также произведения бразильца Антонио Карлоса Жобима.

“Вечером мы все собрались на дружеский джем-сейшн в Кафе де ла Гар. Самое главное в любом фестивале – это джем. И прошел он очень весело. Правда, я, как Золушка, в полночь должна была удалиться”. Не потому, что ее карета грозила превратиться в тыкву. Так предписывал протокол, который Инга, находясь под опекой посольства, должна была соблюдать. Но и общения, и веселья ей хватило сполна. Заодно она почувствовала себя настоящим “послом джаза”.

Впрочем, Мадагаскар для нее – это не только музыкальные впечатления. Артистка побывала в заповеднике лемуров и, разумеется, познакомилась с мадагаскарской кухней. Для начала – с фруктами, которые ждали ее на столе в посольской квартире. Ей очень понравились маракуйя и папайя, совсем не такие, как у нас в магазинах. А местные ананасы были до того хороши, что один она привезла домой. Но самый фантастический вкус, уверяет певица – свежего манго. Оранжево-желтого, солнечного внутри – сладкого, сочного, сытного… Она с удовольствием ела улиток, лягушачьи лапки, мясо зебу и крокодила. Любовалась цветущим деревом джакаранда – его лепестки, опадая, покрывают землю лиловым ковром. Наблюдала, как меняют цвет хамелеоны. Этих ящериц в Антананариву, как у нас – воробьев: сидят себе на ветках, глазеют на прохожих.

Она набрала целый чемодан малагасийских национальных инструментов, украшенных изображениями местных животных и растений – лемуров, зебу, баобабов, хамелеонов, деревьев-зонтов, крокодилов... Интересен инструмент валиха, который делается из бамбука и представляет собой полую трубку с натянутыми вокруг струнами. В давние времена люди верили, что неземной звук валихи позволяет общаться с духами предков. Инга сумела увезти с собой даже небольшие барабаны, но на пресс-конференцию в телебар “Плиска” их не принесла, зато показала еще один щипковый инструмент под названием калимба и несколько “погремушек”. Самая большая, именуемая “водопад”, имитирует шум потока воды. При перевозке “водопад” пострадал (что обидно, на самом последнем этапе), и его пришлось подклеивать. В результате Инга увидела бобовые зернышки, которые, перекатываясь, создают необычный шумовой эффект. В наши дни традиционные инструменты используют и в народной музыке, и в эстрадной. “В песнях малагасийцев много солнца, магии, любви, энергии”.

Все это Инга Лударева привезла с собой в Тюмень с чудесного острова Мадагаскар, где ее окружали благодарная публика, внимательные организаторы и гостеприимные российские дипломаты. Последним триумфальным аккордом стал обратный полет в Париж с уже знакомым экипажем. Взошедшую на борт певицу встретили аплодисментами – как истинную королеву джаза.

Едва вернувшись домой, она снова собралась в дорогу – на этот раз в Новосибирск, где вместе с коллективом “Сибирята” выступила на фестивале детского джаза. Нынешний год у Инги вообще фестивальный. В апреле побывала в Петербурге на “Джазовой весне”. А в ближайшее время рассчитывает дать несколько концертов в Тюмени, продолжить работу на радио, создать свой арт-центр и по мере сил помогать развитию российско-мадагаскарских культурных связей. В конце концов, если у мультфильма “Мадагаскар” есть продолжение, то почему бы ему не быть у нашей истории, так похожей на сказку?


4430