Дмитрий Медведев формирует под себя экспертные структуры
В субботу Дмитрий Медведев на встрече с молодыми учеными и инженерами, которые сумели вывести на рынок свои инновационные разработки, продемонстрировал общественному комитету сторонников, ответственному за создание «большого правительства», как это правительство должно работать и как «малому правительству» следует на эту работу реагировать.
В понедельник Дмитрий Медведев провел первое отраслевое совещание с участием представителей «Единой России» и общественного комитета сторонников. Обсуждались транспортные проблемы. Все поручения по итогам встреч Медведев фактически давал себе как будущему премьеру.
Напомним, что образованный 19 ноября общественный комитет сторонников призван создать «большое правительство», которое через отраслевые группы комитета должно доносить до чиновничьего «малого правительства» «боль людей». Созданием этого комитета Дмитрий Медведев фактически формирует «под себя» экспертные структуры, которые будут готовить программу нового «малого правительства» и, как намекал сам президент, дадут в него новых людей.
А теперь по порядку. На встрече с молодыми учеными и инженерами Дмитрий Медведев первым делом получил жалобу на налоговую службу, которая не обеспечила необходимую информационную и, даже можно сказать, подмечает «Коммерсант», идеологическую связь с некоторыми региональными инспекциями.
Разработчик Андрей Разумков, продвинувший новые технологии интеллектуального видеонаблюдения до Сбербанка, ЛУКОЙЛа и «Сколково», рассказал, как в налоговой инспекции города Перми не поверили, что можно «стать резидентом какой-то деревни в Московской области», и перестать платить в Перми часть налогов.
– Видели бы их лица, когда я им показал закон, – с жаром рассказывал Разумков.
Из его рассказа следовало, что сотрудники инспекции вообще никогда не слышали про проект «Сколково» и не знали, как можно «в чистом поле» заработать деньги».
Дмитрия Медведева рассказ о том, что его инициативы за тысячу километров от Москвы плохо доходят, не порадовал. Порадовал энтузиазм Разумкова. Налоговым инспекторам в ходе встречи был отправлен, как сейчас модно говорить, месседж о том, что такую форму взаимоотношений науки и бизнеса, как «Сколково», «мы сделаем везде».
Жалоба на таможенную службу закончилась более серьезными оргвыводами. Системный архитектор компании Parallels Максим Кузькин пожаловался, что с приглашенного работать в Россию известного специалиста из Кремниевой долины таможня потребовала 20 тысяч евро за присланный им контейнер со «старым барахлом». Такое обращение с теми, кого лично президент активно зовет работать в Россию, возмутило Медведева.
– Когда я слышу про таможню, хочется взять и кинуть микрофон в стенку! Эти дурацкие требования, которые нас выставляют в глупом свете! Мы по всему миру бегаем и ищем инвестиции, а потом... – возмущался он.
Вывод был для таможни тревожный: «Нам нужно наводить порядок в таможенных органах. Боюсь, что там без радикальных изменений не обойтись».
Жалоба поступила и на Минпромторг вместе с Ростехнадзором – за разработку техрегламента, препятствующего инновационной деятельности в отдельных областях. Генеральный директор ООО РРТ Олег Гиязов рассказал, что изобретенную им новую технологию по производству бензина «Евро-5», с которой лично приезжал знакомиться один из вице-президентов BP, приходится внедрять в США или Индии.
– Чтобы внедрить и сертифицировать нашу технологию в России, нам надо сделать промышленный образец. А чтобы его сделать, надо внедрить технологию. Замкнутый круг. Поэтому мы должны сначала где-нибудь в Индии внедриться, а только потом прийти сюда, – с горечью пояснил Гиязов.
Дмитрий Медведев тут же дал поручение разобраться с вредным техрегламентом. А руководители российских крупных компаний и «высокие государственные чиновники» получили намек, что и им надо по примеру вице-президента BP лично приезжать в компании и знакомиться с инновациями.
От «обратной связи» с молодыми учеными пострадало и Минобрнауки. Дмитрия Медведева «неприятно поразила» жалоба на волокиту в принятии решений по льготной аренде помещений малыми предприятиями при вузах. Молодым людям он посоветовал быть настойчивее.
Впрочем, этого можно было не делать. Некоторые инноваторы проявили чудеса настойчивости. Сотрудник Института биологии Уфимского научного центра РАН Лилия Анисимова склоняла главу государства к нарушению закона о конкуренции, призывая ужесточить нормативы Роспотребнадзора в отношении огурцов. Девушка хотела, чтобы «к продаже были разрешены только идеально экологически чистые огурцы», дешевый способ производства которых разработан в её институте.
Президент попытался намекнуть: мол, лучше продвигать огурцы «пропагандой и правильной упаковкой», но отказаться от предложенной проверки «огурцов с президентского стола» не смог: «Отправлю, абсолютно серьезно говорю. Так что пришлите потом отчет», – сотрудникам ФСО было поручено отправить несколько огурцов на проверку.
Пользу от сеанса «обратной связи» получила аспирантка Института микробиологии имени Виноградского Ольга Подосокорская. Она поразила Дмитрия Медведева рассказом о выращивании полезных микробов, которые способны превращать в полезную субстанцию вредные целлюлозу и птичий помет (его с избытком вокруг гейзеров Камчатки).
– Я хочу своих микробов выводить! – почти плакала девушка, объясняя, что после защиты диссертации денег на это она не получит.
Президента заинтересовал досаждающий камчатскому оздоровлению и туризму пометный нюанс.
– А медведи мешают? – неожиданно спросил он.
В зале раздались смешки.
– Очень сильно, очень сильно. Их там много водится, – серьезно стала объяснять аспирантка, явно не осознав всю политическую важность своих научных изысканий.
– Это не намек на «Единую Россию»? – уточнил Медведев.
Политический нюанс аспирантка так и не смогла оценить. Несмотря на это, президент пообещал: «Будет вам ставка».
«Замечательные, светлые и открытые ребята. Стране бы таких пять, а можно, и десять миллионов», – заявил по итогам встречи глава общественного комитета сторонников Михаил Абызов. В понедельник ряд членов комитета приняли участие в обсуждении транспортных проблем на заседании у президента.
Заседание отличалось от обычного тематического президентского заседания или заседания президентской комиссии по модернизации тем, что в нём не принимали участие члены действующего правительства и главы регионов (кроме членов общественного комитета – мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Челябинской области Михаила Юревича).
Впрочем, начиналось всё, как обычно. Президент подробно рассказал о системных проблемах транспортной отрасли, которые в итоге отражаются на простых гражданах: «Наверное, ничто так не выматывает нервную систему, как транспортные проблемы, транспорт, несомненно, одна из самых резонансных сфер, привлекающих внимание наших людей».
Говоря о железнодорожном транспорте, глава государства указал, что цена за проезд «должна быть разумной и доступной», а «до мест назначения» – существовать возможность «добраться с комфортом и быстро».
Машинист пригородного электропоезда Игорь Самолетов поставил вопрос ребром: нужны субсидии на пригородные перевозки. Также он просил президента вернуть в поезда наряды полиции, потому что без них «поезд в депо заходит, как после Бородинской битвы». Медведев согласился: «Камеры не заменяют физического присутствия полицейских».
Глава ставропольской ТПП Андрей Мурга был, как минимум, третий за последний месяц, кто на встрече с президентом поднимал тему о нехватке вагонов для вывоза готовой продукции. На этот раз – зерна. «Предприниматели требуют наведения порядка в грузоперевозках,– заявил он. – Две тысячи владельцев вагонов, а 6 миллионов тонн зерна вывозить не на чем!».
Дмитрий Медведев подробно расспросил, что изменилось за последний месяц, с тех пор как он поручил главе РЖД Владимиру Якунину решить проблему. Выяснилось, что почти ничего и что очередь на вагоны – вперед два месяца. При этом конкурентам из Казахстана подают вагоны в три дня. «В такой ситуации возить скоро будет нечего!».
Медведев был возмущен: «Мин-транс, РЖД и владельцы парка должны разобраться с ситуацией. Если они этого не сделают, то, значит, люди не на местах». Президент пригрозил национализацией вагонов: «Получается, реформы были напрасны. Если они не разберутся, то придется проводить контрреформы».
Для решения проблемы авиаперевозок Дмитрий Медведев предложил создавать в том числе узловые аэропорты, которые избавят граждан от перемещения в соседние регионы исключительно через Москву. Глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков предлагал начать с центров федеральных округов. Президент идею поддержал и сразу подсчитал, что надо будет ввести всего 30-35 авиарейсов.
Говоря о программе развития дорог, Дмитрий Медведев упомянул и о воровстве при их строительстве, и о необходимости развития инфраструктуры.
Глава социально-экономических и политических исследований Николай Федоров предложил заранее резервировать земли под планируемые дороги. «Мы обязаны заставить власти не распродавать земли родственникам и близким структурам. Тогда будет в разы дешевле построить дорогу», – пояснил он.
Мэр Москвы Сергей Собянин проиллюстрировал проблему жалобой на невозможность для расширения дороги снести на Варшавском шоссе «домик, у которого даже земля не оформлена».
Губернатор Челябинской области Михаил Юревич предложил постановлением правительства решить проблему с землями и вдоль дорог, где должна создаваться инфраструктура, в том числе и для отдыха водителей-дальнобойщиков, что снизит аварийность.
Президент с этим согласился, так же, как с предложением Сергея Собянина «о передаче экспертизы по метростроительной документации в регион».
По итогам обсуждения глава государства не отверг ни одного предложения и поручил общественному комитету сторонников создать подгруппу для решения транспортных проблем.