С 12 по 14 ноября в Тюменской филармонии – гастроли Театра Музыки и Поэзии Елены Камбуровой. Он был основан в 1992-м году. Жанровая специфика – подход к песне как к основе для драматургического действа. Помимо своих спектаклей и концертов, экспериментов с песенным материалом, театр предоставляет свою сцену «смежным жанрам» – там проходят моноспектакли, литературные вечера, концерты камерной музыки, джазовых коллективов, авторской песни.
«Я убеждена, что песня – живое существо, летящее во времени и пространстве. Но в отличие от многих живых существ не имеет возраста, а имеет только дату и место рождения. И рождается заново, воскрешается каждый раз, когда голос человеческий, душа человеческая соединяются с ней. Понятие о песне, к сожалению, сводится преимущественно к развлекательному жанру, тогда как она может являться предметом Искусства с большой буквы. Ее воздействие на зрителя может быть сопоставимо с воздействием классической музыки, литературы, драматического искусства. Конечно, я имею в виду песню, в которой поэтическая образность сочетается с безграничными возможностями музыкальной интонации, голоса и актерской игры. В ней, как в капле воды, отражается весь мир человеческой души – мир, дающий простор мыслям и чувствам, воображению и фантазии, мир благородства и человечности, достоинства и чистоты, искренности и размышления.
Театр Музыки и Поэзии – среда обитания этого мира. Это воплощение мечты увидеть мир таким, каким он задумывался, а не таким, каким он стал. Сегодня он – это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала, – так рассказывает о своем детище Елена Камбурова.
12 ноября зрители увидят спектакль «Абсент». Это концерт-галлюцинация на музыку К. Дебюсси, М. Равеля, Г. Форе, Г. Аллегри, П. Пиццигони, французских песен ХХ века в музыкальной версии Олега Синкина. В его основе – стремление передать на языке музыки и пластики весь ряд культурных ассоциаций, связанных в сознании зрителя с понятием «абсент». По словам режиссера, его главной задачей было «сделать так, чтобы из поэзии, музыки, которая самоценна, возвышенна, нематериальна и неосязаема, не сделать что-то плотское и материальное при «переводе» ее в театр. Это становится возможным, если отдаешься чувствам, полету прекрасной музыки и делаешь не сюжет, как принято в театре, а нечто, в основании чего – толчок на уровне эмоций…».
Спектакль стал лауреатом фестиваля «Охридское лето-2006» в Македонии. Впервые в истории фестиваля премия в номинации «Лучшая женская роль» была присуждена одновременно четырем актрисам.
13 ноября – спектакль «Антигона» – оригинальная постановка режиссера Олега Кудряшова, основанная на трагедии Софокла.
Этот спектакль стал дебютом Елены Камбуровой в качестве драматической актрисы и сразу был высоко оценен критикой. Режиссер Олег Кудряшов выбрал необычную форму – актриса исполняет все главные роли: Антигону, ее сестру Исмену, царя Креонта с женой Эвридикой, их сына Гемона, слепца-прорицателя Тиресия и Стража. Партнером Елены Камбуровой выступил молодой актер Мохамед Абдель Фаттах.
14 ноября – «P.S.: Грезы» – концерт-фантазия по песням Р. Шумана и Ф. Шуберта. Музыкальная версия О. Синкина и А. Марченко.
Это даже не совсем спектакль, а, скорее, «музыкальная инсталляция» – сами же авторы постановки определили его жанр как «концерт-фантазия». В основе – 16 песен Шумана и Шуберта. У спектакля единая, неразрывная ткань, действие настолько тонко выстроено, что переходы от одной песни к другой просто не заметны. Мастерски сделанная аранжировка ни в коей мере не умаляет достоинств оригинальных произведений, хотя и далека от классической. Аранжировщики Олег Синкин и Александр Марченко сделали джазовый парафраз известных произведений Шумана и Шуберта. В итоге получилась весьма оригинальная и самодостаточная версия.
Такой изысканной, эстетской режиссуры в Москве больше увидеть нигде нельзя. Это театр европейского мышления, идеальный синкретичный, в котором все элементы взаимосвязаны и переливаются один в другой. Слова вторят музыке, музыка – словам, пластика – свету, свет – вновь музыке и так до бесконечности.