Профессор водительского ремесла

Как ни странно, но сегодня профессия водителя относится к разряду дефицитных. На многих автобусных маршрутах в Ялуторовске, например, за баранкой автомобиля сидят люди предпенсионного возраста. Уйдут они, кто их заменит? Причин несколько: недостаточно высокая зарплата, огромная ответственность, низкий престиж. Раньше так не считали. Водители пользовались заслуженным уважением в обществе.

В 70-80-е годы прошлого столетия в Ялуторовске, да и по всей Тюменской области, гремело имя Евгения Николаевича Важенина. В 1984 году бригадир водителей межрайонного производственного объединения по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства, а проще – «Сельхозхимии», удостоен Государственной премии СССР. Он также награжден орденом Трудовой славы второй и третьей степеней. Еще бы несколько созидательных лет, и в нашем городе появился бы полный кавалер этой самой высокой рабочей награды, приравненной к званию Героя Социалистического Труда! Но грянула перестройка, а вскоре начались рыночные реформы, которые погребли под своим прессом многие предприятия.

За что же ему присвоили столь высокое звание? Вроде не народный артист, сыгравший блистательно трудную роль, не профессор, совершивший крупное научное открытие. Что же его выделяет в ряду тех, кто всю жизнь крутит баранку автомобиля? Евгений Важенин разработал для себя целый кодекс правил, которым неукоснительно следовал всю жизнь.   Главные из них: сначала досконально изучить технические возможности машины, постоянно поддерживать ее в хорошем состоянии, а потом уже требовать от нее высокой выработки.

Я познакомился с Важениным в 1984 году, когда готовил очерк о нем для районной газеты. К тому моменту он уже 12 лет трудился в объединении, из них девять – в качестве бригадира. А вот лишь нынче, став лауреатом, получил новую машину. Этот факт сам по себе примечательный, свидетельствующий о высоких профессиональных качествах водителя.

КамАЗ Важенина прошел свыше 300 тысяч километров. Машина уже отработала положенный срок, но по-прежнему в хорошем техническом состоянии. Каких-либо серьезных поломок не было. В основном мелкий ремонт, проводимый нередко в походных условиях, особенно в период горячих сельскохозяйственных работ. К технике он относится в высшей степени бережно.

Если пройденные Е. Н. Важениным версты вытянуть в одну прямую линию, то получается, что только на одной машине он семь с половиной раз объехал вокруг Земли по экватору. Но в жизни, как известно, прямых дорог не бывает. Такое расстояние надо умножить на «гак» – полевые, зачастую непроезжие дороги, требующие особой сноровки: того и гляди, в кювет сползешь или сядешь по ступицы. Конечно, к этим умопомрачительным цифрам надо еще прибавить то колоссальное нервное напряжение, которое испытывает шофер, вглядываясь до боли в глазах в наплывающую под колеса серую ленту дороги.

Еще немного впечатляющих цифр, с которыми меня познакомили экономисты. В десятой пятилетке Е.Н.Важенин ежегодно выполнял индивидуальные планы грузоперевозок на 150 процентов, в одиннадцатой – на 155, добиваясь при этом пятипроцентной экономии горючего и денежных средств на ремонте. Только за 1983 год он подал два рацпредложения с экономическим эффектом 315 рублей. За три года текущей пятилетки подготовил к самостоятельной работе трех молодых водителей. Как наставник. Снискал он известность и как талантливый организатор производства, бригадир.

В 1975 году в «Сельхозхимии», следуя примеру прославленного водителя А. Т. Ризова из автотранспортного предприятия, решили внедрить на уборке силосных культур бригадный метод. Но кого поставить во главе нового дела? Ведь надо было подобрать такого человека, который бы сочетал в себе высокое профессиональное мастерство и организаторские задатки. Выбор пал на Важенина. Молодой бригадир и его бригада с честью выдержали первый экзамен на зрелость. Сложность заключалась в том, что впервые для перевозки зеленой массы широко применялись седельные тягачи, самые большегрузные в то время машины, но совершенно не оборудованные механизмом разгрузки. Как тут быть? Не будешь же разгружать лопатой?! Выручила смекалка. Наши умельцы изготовили самодельные приспособления – так называемые «таски». С их помощью трактор разгружал на силосной яме машину за считанные минуты…

В те годы и зародилась настоящая мужская дружба между бригадой Е. Н. Важенина и звеном Героя Социалистического Труда Л. Ф. Сенникова из колхоза «Верный путь», которая крепла с годами. Городские водители помогали хозяйству быстро убирать силосные культуры. Бригада Важенина за сезон перевозила по 28-30 тысяч тонн зеленой массы.

Опыт бригады получил известность на российском уровне: одобрен и рекомендован к распространению на совещании работников областных объединений «Сельхозхимии» Российской Федерации, которое проходило в Ялуторовске.

В 1989 году, когда в стране вовсю кипели политические страсти, горком партии вознамерился сделать из передового водителя политического деятеля государственного масштаба. Коллектив межрайонного объединения «Агропромхимия» выдвинул
Е. Н. Важенина кандидатом в народные депутаты СССР по Калининскому территориальному избирательному округу №321. Его кандидатура нашла поддержку на ремонтном заводе и ряде других крупных предприятий города. Я присутствовал на этих встречах в качестве журналиста. В предвыборной программе кандидата чувствовалось знание обстановки, видение перспективы. В частности, Е. Н. Ва-
 женин в качестве главной задачи ставил всяческое содействие газификации, благоустройству, строительству, созданию комфортной среды обитания в городе. Высказывался он и о необходимости строительства современного Дворца культуры. Сегодня эти предложения никого не удивят. Но в те годы они не выглядели обыденными. И все-таки, как мне кажется, Е.Н.Важенин внутренне не был готов к тому, чтобы выбрать стезю политика. Он хотел работать на своем месте. И когда ему предложили снять свою кандидатуру в пользу   «проходного» кандидата, он не очень сожалел. Первым народным депутатом СССР стал тогда главный агроном совхоза «Ялуторовский» М. Г. Евтушков, а Е. Н. Важенин остался в нашей памяти как профессор водительского ремесла. Очерк о нем помещен в книге «Ялуторовск: след в истории», вышедшей в 350-летнему юбилею города. В ней 66 персоналий: представители купечества, интеллигенции, руководители крупного масштаба, а водитель – один.


4334