В те давние-давние времена не за дальними морями, не за высокими горами, а на нашей земле сибирской жил богатырь. Звали его Уват. Славился он силой и выносливостью, умом и смекалкой. Добрый охотник был. Из лука стрелой попадал в глаз белке, ни куница, ни соболь уйти от него не могли. Один на медведя ходил. Далеко шагнула слава о богатыре. Но пришла беда нежданная-негаданная. Вылез из лесов дремучих и болот непроходимых Змей. Чудище страшное да прожорливое.
Надо сказать, что в лесах сибирских зверя было видимо-невидимо, в реках всякая рыба косяками ходила. А с появлением Змея звери разбежались, рыбы к морю-океану подались. Всё живое дрожало, такого страха Змей нагнал. Когда опустели реки и леса, принялось чудище за людей. Не разглядывало – старый или малый. За несколько минут поселения опустошало. Лишь чёрные вороны каркали да остатками злодейского пиршества питались.
Задумались люди, как от беды избавиться. Так и так прикидывали. Один старец надоумил: надо поклон Увату бить да уговаривать против Змея выступить. А богатырь в это время как раз из дальних лесов вернулся и про беду слыхом не слыхивал. Но на людское горе сразу откликнулся. Пошёл к кузнецу и попросил выковать ему булаву железную с шипами острыми. Такую, что ослопом зовут. Наутро испытал оружие: подошёл к вековому кедру и одним ударом разбил его в щепу.
– Подойдёт, как раз по мне, – промолвил, собрался и в путь-дорогу отправился.
А за Змеем далеко и ходить не надо – тут как тут. У реки Иртыш рычит, хвостом целые рощи сметает, когтями землю роет. Ну и сошлись они в долине седого Иртыша. Закипел страшный бой, смертельный бой. Три дня и три ночи длилась битва. Не выдержал ударов Увата Змей и собрался было за Иртыш спрятаться, схорониться, новых сил набраться. Но Уват смекнул, призвал всю свою силушку и умудрился Змея за хвост ухватить да как ударит булавою чудище по голове. Тот и свалился замертво, перегородив туловищем реку Иртыш. А кровь его чёрная хлынула было в реку, но разгневанный Иртыш подхватил её огромной волной и выкинул в урманы и болота. Прошли столетия. И геологи отыскали кровь Змея и назвали её нефтью. Но это уже из другой сказки.
Надо бы радоваться победе Увату, а у него глаза слипаются, ноги подкашиваются. Израненный весь, упал он рядом со Змеем и уснул беспробудным сном.
А что Иртышу делать? Змея он со всей радостью смыл бы и унёс в море-океан, да Уват рядом спит. Поворчал, поворчал, но делать нечего – подмыл правый берег и обогнул место битвы полукругом.
…Много-много лет прошло, но живёт в людской памяти подвиг Увата-богатыря. А на месте битвы люди поселились – удобно от врага обороняться и богатства речные и лесные под боком. И назвали село Уватом.