Приучать работать руками надо с малых лет
Имя ему – ТРУД. Труд физический не менее развивает ум, чем труд умственный, потому как совершенствование работы рук – это и совершенствование работы мозга. Доводя свои движения до филигранности, работающий оттачивает умения и навыки, алгоритм которых сохраняется в памяти.
А уж о пользе телу и говорить нечего. Тело человеческое радуется труду, потому что это прежде всего движение. Радость, которую испытывает человек во время работы, это чувство физиологическое. Правда, радость эта приходит не сразу.
Поначалу, помнится из детства, трудиться было в тягость. Конечно, друзья-товарищи твои играют, а ты таскаешь воду или кормишь скот, или убираешь пригон и ещё много чего. А то в самый разгар лета, в июле, каждый день с раннего утра едешь с дедом на велосипедах в лес, косишь литовкой жиденькую траву на опушках, потом переворачиваешь её, гребёшь, делаешь копны, стаскиваешь их на носилках на самую большую поляну, мечешь в стог… И, не дай Бог, прольёт – разворачиваешь стог, сушишь и мечешь снова. И так весь июль, в то время когда на речке – самое чудное время для купания: вода тёплая, солнышко жарит, ветерок гнус разгоняет. Загорай да плавай, да ныряй – никакого юга не надо! Но главное – народу тьма, весь берег усыпан людьми: и отпускниками, и местными, и ребятнёй от мала до велика. И все радуются жизни, ловят стремительные мгновения сибирского лета. Приедешь вечером – никого нет. Ополоснешься, поплаваешь, нырнёшь пару раз с берега до берега, грустно станет, что ещё один чудесный день ускользнул из рук твоих, что на ещё один праздник жизни ты не попал.
И только позднее, через годы, осознаешь, что приобрёл гораздо большее, чем потерял: когда всякий физический труд будет рождать в твоём теле не раздражение, а радость, не говоря уже об удовольствии, которое испытывает душа при взгляде на завершённое творение рук своих, будь то обычная грядка или неказистый забор. Но чувства эти приходят через долгие годы приучения к труду. Физический труд становится физиологической потребностью не сразу. Потому и приучать детей работать руками надо с малолетства.
И в этом немаловажен момент принуждения к труду. Обычно он носит моральный характер: ребёнок понимает, что родителей надо слушаться, и заставляет себя выполнять то, что ему поручили. Но чаще всего внешнее принуждение для ребёнка безболезненней, чем принуждение самого себя. В этом плане строгим родителям всегда проще заставить своё чадо работать, чем родителям либеральным.
Выполняя порученное ему, ребёнок автоматически занимает свою нишу в бытовой и производственной деятельности семьи, начинает осознавать свою самодостаточность, и одновременно у него появляется чувство ответственности, чувство долга. Долг – это то, что ты должен, обязан делать независимо от своих желаний. Физический труд ведь часто бывает монотонный, тяжёлый, не вызывающий положительных эмоций. Занимаясь им, приходится жертвовать собой, своим временем. Чем раньше ребёнок поймёт, что в жизни ему придется не только радоваться и наслаждаться, но совершать нечто ради других, отказываясь от себя, тем лучше для него.
В современном же мире, в городе особенно, дети изолированы от физического труда в силу бытового уклада, в силу особенностей понимания родителями того, что они должны дать своему ребёнку. Это прежде всего развитие интеллектуальное (учёба – в общеобразовательной школе, в художественной, в музыкальной) и иногда – развитие физическое (занятия спортом). Находясь в школе, ребёнок считает, что его вклад в семейную копилку, его труд – это учёба. В школе, на уроках труда, он тоже не трудится, а учится, и в его сознании слово «труд» ассоциируется с тем, чем занимаются школьники на занятиях. А на занятиях они записывают в тетрадь, как изготовить табуретку, вместо того чтобы изготавливать её. Надо признать, что при всей своей амбициозности современная школа ученику даёт куда меньше в трудовом обучении, чем школа советская. На это у неё не хватает ни средств, ни возможностей. Ведь гораздо проще поставить в классы компьютеры, чем из месяца в месяц завозить материалы и инструменты для уроков труда, а потом ещё вывозить отходы.
Физическому труду ребёнок учится в семье, в школе его могут научить лишь каким-то отдельным умениям, это в том случае, если умениям этим он будет обучаться практически, а не теоретически. Но беда в том, что в современной семье труд физический исчезает, сводится до минимума. К тому же сердобольные родители частенько не допускают к нему своих чад: «Ему так много задают, пусть отдохнёт!». В итоге вырастает недоросль, считающий, что весь мир должен ему, а он никому ничем не обязан.
Неслучайно такое большое количество молодых людей не желает отдавать свой священный долг – служить в армии, где элементарного физического труда – в изобилии, где нужно подчиняться и выполнять приказы. Ни того, ни другого, ни третьего они не знают в принципе. Они вырастают в семьях, где с них пылинки сдувают, и, попадая в условия жёсткой армейской дисциплины, воспринимают окружающее как беспрецедентную агрессию против себя. Не умея следить за собой, испытывая отвращение к физическому труду и физическим нагрузкам, такие солдаты даже при сегодняшней либерализации армии заканчивают свою службу плачевно.
Воспитание физическим трудом оказывает на формирование личности не меньшее влияние, чем учёба в школе или беседы на темы морали и нравственности. Ко всему прочему, это ещё и момент передачи бытовой и производственной культуры, чему уж точно ни в каких учебных заведениях не научат.
Физический труд необходим человеку и с точки зрения здоровья: неслучайно работа на дачах – любимое занятие многих россиян. Там они совершенно бесплатно и с пользой для кармана получают те же нагрузки, что поклонники спорта на тренажерах и спортивных площадках. К тому же происходит это не в душных помещениях, а на свежем воздухе, наедине с природой. Ощущение близости к земле, момент единения с нею рождает, казалось бы, из самого примитивного труда высокие чувства любви и благодарности.
Оберегая ребёнка от физического труда, мы лишаем его всего этого, сводим его существование к интеллектуальной деятельности и развлечениям. Но ведь в обществе нет потребности в таком количестве интеллектуалов! Более того, этой деятельностью ныне занимаются даже те, кто природой к подобному времяпрепровождению не предназначен. Начиная с года седьмого обучения, их за уши перетягивают из класса в класс, чтобы они получили хотя бы неполное среднее образование.
Но, получив неполное среднее, эти ученики, нисколько не тушуясь, устремляются в погоню за полным средним, а затем и за высшим. В итоге – учреждения и предприятия наши заполняют специалисты с весьма скудным интеллектуальным багажом, не имеющие ни знаний, ни способностей, но обладающие редкой пробивной силой и хитростью, так как хитрить и изворачиваться они вынуждены с детства. Самые честные из подобных мучеников науки, получив заветный диплом о высшем образовании, идут в рабочие профессии. Но стоило ли тратить столько сил и средств впустую?
P. S. Материал подготовлен в рамках проекта «Рабочий класс» при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.