Голышмановский агропедагогический колледж готовит для села рабочих и специалистов
В эпоху строительства социализма большинство ребят успевало до службы в армии окончить местное профтехучилище, получить права шофера или тракториста – на селе такие специалисты были самыми востребованными. Для некоторых ПТУ становилось ступенью к высшему образованию. Пять лет назад сельское профессиональное училище объединили с педагогическим, и появился Голышмановский агропедагогический колледж.
373 молодых человека учатся на отделении начального профессионального образования – это будущие рабочие кадры. Здесь создан ресурсный центр аграрного профиля, для того чтобы нарабатывать опыт и делиться им с другими учебными заведениями аграрного профиля. Я увидела тут просторные учебные кабинеты, светлые коридоры современной отделки. За последние годы облик учебного учреждения здорово изменился.
Ресурсный центр на базе ПТУ
«С семидесятых лет не было ремонта зданий, а теперь привели в порядок учебный корпус, столовую, мастерские, общежитие. Подготовка рабочих кадров снова в центре внимания российского правительства, и это, конечно же, нам помогает, – рассказывает Наталья Диль, завуч отделения НПО. – Недавно установили новый тренажер для отработки водительских навыков. Закупили (правда, пока еще не смонтировали) оборудование современной станции ремонта и обслуживания автомобилей. В помещении «мертвой» лаборатории автомобилей в скором времени будет, пожалуй, лучшая в поселке станция, а также шиномонтаж, мойка. Оказывать услуги населению учебное заведение не может, но даже если будем обслуживать весь свой технический парк, и то хорошо. Главное – станция станет базой для практических занятий слесарей, автомехаников». Так же, как в свое время стали полигоном для отработки практических навыков будущих земледельцев пятьсот гектаров пашни у деревни Басаргиной на территории Земляновского сельского поселения. Весь комплекс полевых работ выполняют студенты вместе с мастерами производственного обучения, стараются соблюдать севооборот и следовать технологии производства зерна и кормовых культур. Мне не раз доводилось бывать на полевом стане учебного хозяйства во время посевной и любоваться первыми всходами ржи. В страдную пору кормят ребят на учхозе будущие повара-кондитеры, которые осваивают профессию в этом же колледже.
Очень важное для студентов значение имеет сотрудничество с предприятиями района. Скажем, голышмановский участок тюменского Агротехцентра передал колледжу два комбайна «New Holland», и уборочные работы перешли на качественно иной уровень. Предприятие берет на практику автослесарей – ремонтные работы ведутся на современном оборудовании. В этом сезоне вышел на поля учхоза «Енисей» нового поколения, автопарк пополнился новеньким КамАЗом, в Аромашевском отделении появился современный «Беларус». Благодаря совместной с центром занятости населения программе «Стажировка» выпускники отделения начальной профессиональной подготовки отрабатывают на учхозе навыки производства. Скажем, с первого сентября осенней обработкой пашни занимается Сергей Туркан-Суринович. «Это поможет ему за три месяца адаптироваться, привыкнуть к трудовому ритму, и мы сможем порекомендовать его руководителю какого-нибудь предприятия, тем более что парень сирота», – добавила Наталья Диль.
Вопрос «Куда пойти выпускникам коррекционных школ?» тоже актуален. Перечень предлагаемых профессий невелик, однако группа юношей в течение двух лет получает профессиональную подготовку слесаря по ремонту машин и сельскохозяйственного оборудования. Девушки осваивают в колледже профессию швеи.
Кто вас выводит в мастера
Трудовая биография накрепко связала с ПТУ Алексея Кашкарова, заслуженного работника профобразования, почетного гражданина поселка Голышманово. После оформления на пенсию еще пять лет готовил автомехаников почетный работник профобразования Александр Бодров. Его ученик Иван Половников в 2009 году стал призером конкурса сузов «Лучший по профессии» в номинации слесарь по ремонту автомобилей. В прошлом учебном году Ирина Федосенко (учит поваров-кондитеров) попала в пятерку лучших в конкурсе «Мастер года», и ее пригласили на стажировку в престижный тюменский ресторан.
Какую бы профессию парни ни осваивали на отделении НПО, каждый из них пройдет курс Владимира Карпенко, который уже семнадцать лет преподает основы слесарного дела. «Весь слесарный инструмент мы с ребятами делаем сами, причем строго по ГОСТу, – говорит Владимир Викторович, раскладывая передо мной молотки, ключи разного калибра, зубила, плоскогубцы, ножницы, слесарные ножовки. – Разрабатываем чертежи, технологию, получается целый проект». Его слесарная мастерская имеет 28 оборудованных мест, три сверлильных и два заточных станка, станки по металло- и деревообработке, две муфельных печи. Из рычага гусеничного трактора студенты сделали рычажные ножницы, которые режут как масло шестимиллиметровую проволоку. Творческие работы студенты представляют на выставках во время ежегодных презентаций учебного заведения, устраиваемых для выпускников школ. «Вот щетка для уборки рабочего места, – показывает Карпенко. – Как применять ее – понятно и просто, а попробуй-ка сделай! Тут тебе и правка металла, и гибка, и резание. Даже при изготовлении обычной строительной скобы (замечу, тоже по ГОСТу) ребята отрабатывают навыки различных операций в работе с металлом. При этом у нас ничего не уходит в корзину для мусора, мы делаем полезные вещи. Скажем, не просто проходим тему «Разметка и резание», а занимаемся при этом изготовлением конкретной детали».
Два десятка лет готовит швей и портных Ольга Глухарева. «Когда пришла в СПТУ, дали мне очень маленький кабинетик, в котором было кое-какое старое-престарое оборудование. Спасибо Александру Васильевичу Власову, в те годы начальнику комбината бытового обслуживания населения (сейчас он на пенсии), где я 10 лет работала закройщицей. Училищу он подарил обметочную да две первые промышленные швейные машинки, одна из них до сих пор стоит в кабинете, – рассказывая историю мне и своим ученицам, Ольга Борисовна осторожно сняла чехол с машинки, ставшей раритетом. – Потом выделили нам вот этот кабинет. Сами со студентками его белили, красили, обустраивали. Теперь у нас уже самые современные машины». Заметила, все будущие портнихи на занятии в одинаковой форме. Каждая шила ее для себя, пояснили девушки.
До исполнения индивидуального заказа клиента они, понятно, еще не доросли, а камуфляжную форму для своей команды на районную военно-патриотическую игру «Зарница» сделали, в учебной мастерской шили спецодежду и верхонки для работы парней на учхозе, строителям, слесарям. «Я юбку недавно сшила, с удовольствием ношу, – добавила Настя Слепко. – Учиться здесь мне нравится, не надо уезжать из дома куда-то. В нашем поселке открылось несколько швейных ателье, надеюсь, что найду работу, получив специальность». Замечу, портной – это не швея-исполнительница, он способен разработать модель, студенты учатся конструированию и моделированию. В рамках долгосрочного соглашения о сотрудничестве они проходят по графику практику в ООО «Силуэт» у Елены Марчук. Сейчас пять выпускниц у нее на четырехмесячной стажировке, трем из них известный в поселке мастер предложила постоянную работу.
«Доброе сотрудничество завязалось и с Ишимским педагогическим институтом, точнее, с факультетом технологии и предпринимательства, который готовит мастеров профессионального обучения со специализацией столярного и швейного дела. Девушки уже два года проходят у нас практику как будущие педагоги. Мы помогаем им нарабатывать определенные навыки, и они получают здесь две рабочие профессии – швеи и портного определенного разряда. Без этого, согласитесь, трудно считать себя учителем, – делится Ольга Глухарева. – А мастера столярного дела изготовили для нас гладильный стол с тумбочками. Обещали сделать большой закроечный стол по нашему рисунку, но пока пользуемся сдвинутыми учебными партами».
Я в строители пойду, пусть меня научат
Сергей Голубев – будущий мастер общестроительных работ, учится на третьем курсе. «На первом получил профессию каменщика, на втором – печника, сейчас осваиваю специальность сварщика дуговой сварки. Все это в жизни пригодится, – считает студент. – Вечерами работаю, занимаясь внутренней отделкой помещений, одному печь надо сложить, другому – стайку. В основном помогаю знакомым, конечно, за определенную плату, ведь у меня жена и маленький ребенок. Я верю в перспективу своей профессии. Весной мы были каменщиками в рамках производственного обучения на строительстве многоквартирного дома на въезде в наш поселок и там есть положенный мной кирпич. Я об этом когда-нибудь расскажу своему сыну». Добавлю, летом Сергей подрабатывал уже как квалифицированный рабочий, имея четвертый разряд каменщика. Будучи первокурсником, Сергей ездил на областной конкурс каменщиков и занял шестое место (теоретические вопросы, скажем, по сварке для него были еще сложны).
Готовим рабочих, подразумеваем сотрудничество
Несколько лет назад Голышмановский агропедагогический колледж с радостью откликнулся на предложение ЗАО «Птицефабрика «Боровская». Делегации ездили друг к другу на экскурсии, проводили спортивные встречи. Предприятие приглашало на практику трактористов, продавцов, швей, поваров. Увы, энтузиазм птицеводов, видимо, иссяк. Благо, остаются верными партнерами учебного заведения местные сельхозпредприятия – ООО СП «Малышенское» и «Голышмановское», ООО «Сибирский урожай», где у ребят есть возможность поработать на самой современной технике.
«После теории строители проходят практические занятия в ПМК «Голышмановоагрострой», ООО «Сибгазсервис» берет строителей и сварщиков. ЗАО «Автотранс» передал колледжу в прошлом году модель действующего двигателя КамАЗа, – на базе этого предприятия проходят практику автомеханики. ПО «Центральное» регулярно берет девушек, Надежда Абраменкова учит будущих поваров-кондитеров выпекать хлеб и кондитерские изделия. Продавцы-контролеры-кассиры приобретают первый опыт работы в райпотребсоюзе. «Добрые деловые отношения сложились с общепитом: в закусочной Галины Волкотруб работают наши выпускницы. Более того, Галина Ивановна как независимый эксперт принимает участие в итоговой аттестации, в жюри конкурсов, где наши ученики показывают свои навыки, а она, как работодатель, высказывает замечания, – отметила Наталья Диль. – Увы, предложения работодателей на трудоустройство единичны, в основном выпускники сами ищут работу, сельхозпредприятия берут местных ребят рабочими».
Хочешь продолжить образование?
Для этого можешь использовать возможности агропедагогического колледжа. Два Сергея, например, Кашкаров и Антоненко, получили профессию тракториста, теперь учатся на автомехаников. Кроме начального, здесь можно получить среднее профессиональное образование – стать мастером производственного обучения. Таких специалистов в нашей области готовит только Голышмановский колледж.
Молодой мастер Евгений Быков, кстати, был в первой группе выпускников-строителей. Проходил курсы, повышал квалификацию и сам стал учить мастеров общестроительных работ. «В мастерской строим с ребятами печи, камины, изучаем различные виды кладок, выходим на строительные площадки, – рассказывает о себе Евгений. – Учусь заочно на мастера производственного обучения. У нас в агропедколледже и на втором курсе в Ишимском педагогическом институте, факультет «Технология и предпринимательство», хорошо, что сессии проходят в разное время, получается совмещать».
Делу – время, потехе – час
Поскольку агропедагогический колледж готовит и учителей физкультуры, есть хороший спорткомплекс, где опытные педагоги ведут разные спортивные секции. В педучилище, как привыкли называть местные, есть хореографический зал и преподаватели хореографии, музыки, кружок вокала. Всем этим пользуются и студенты НПО. «С прошлого года наши ребята, которые учатся на мастеров-строителей, вместе с мастером стали заниматься в кружке бального танца. Наша спортивная команда участвует во всех соревнованиях в районе. Валерий Глущенко получил профессию тракториста, сейчас учится заочно на физкультурном отделении, работает в спортшколе, проводит у нас разные спортивные мероприятия. Сам увлечен спортом и нам помогает в организации», – добавила Наталья Диль.
Будущие повара разбиваются на бригады и проводят небольшие презентации. Правильно подобранная скатерть, свечи… И вообще студенческая пора, бесспорно, самая замечательная!
P. S. Материал подготовлен в рамках проекта «Рабочий класс» при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.