Об актуальных проблемах вольнолюбивого сословия Сибири и Тюменского региона говорили вчера за круглым столом в Тюменском госуниверситете
Возрождение российского казачества началось вместе с переменами в нашей стране более двадцати лет назад. Нынче в Тюмени тема традиций и образа жизни вольнолюбивого сословия звучит чаще, обсуждение идет заинтересованное, углубленное, с привлечением знатоков казачьего быта и обычаев, с историческими и культурными экскурсами-исследованиями ученого сообщества.
Вчера в Институте гуманитарных исследований ТюмГУ прошёл межрегиональный круглый стол, за которым обсуждали актуальные проблемы современного казачества Сибири, и Тюменского региона в частности. Участники встречи отмечали важность того, что разговор состоялся в городе, откуда многонациональная дружина знаменитого атамана Ермака Тимофеевича положила начало освоению восточных земель России.
Разговор был акцентирован на темах возрождения, становления, интеграционных процессах в казачестве азиатской России и ближнего зарубежья, а также на проблемах реализации концепции государственной политики РФ в отношении казачества. Инициатором встречи выступил оргкомитет, созданный из ученых, историков-казаковедов, представителей казачества и органов власти региона. В Тюмени в этот день побывали эксперты в сфере казачества из Тюмени, Барнаула, Екатеринбурга, Нягани, Омска, Салехарда, Тарко-Сале, Томска, представители власти. Были представлены доклады ученых-исследователей из Тюмени и Кемерова, прошла дискуссия по обозначенным направлениям.
Выступающие говорили о современном казачестве Сибири как этнополитическом институте, о его истории и этнографии, языке, фольклоре, художественной литературе – главных составляющих духовно-нравственной основы жизни, менталитета этой культурно-этнической общности. По некоторым данным, сегодня казаками считают себя около 7 миллионов человек в России и ближнем зарубежье. Однако, по мнению исследователей, эта серьезная сила раздирается внутренними и внешними противоречиями, что сильно затягивает процесс организационного сплочения казаков и определения их места в жизни общества, из-за чего этот путь будет длительным и тернистым.
Один из докладчиков обратил внимание на то, что до сих пор неясно, кто такие казаки с исторической точки зрения (сословие? народ?), и, самое главное, что есть казачество современное. «Придумали ученые неплохой термин «этно-сословная общность», да вот объяснить его толком не смогли и властям сообщить позабыли. А без такой ясности – как решать, куда двигаться? Любая концепция «возрождения казачества» тут повиснет в воздухе. Нет ясности – нет чаемого многими единства. …Потому и «законы о казачестве» выходят по большей части недоделанные, недодуманные. Все пытаются будто совсем что-то новое городить. Без прошлого. Ни земли (своей! собственной!), ни культуры, ни общины со старинными традициями самоуправления, хозяйствования и землепользования…». Автор высказывания идет дальше. Он считает, что надо восстанавливать настоящие казачьи войска и соответственно территориальные автономно-самоуправляемые области с возвращением потомкам обобранных большевиками казаков гражданских прав, земли, домов, имущества, денежных вкладов… Насколько это реально? Вопрос риторический. И на поверку – лишь путаница в важнейших, концептуальных моментах казачьего движения.
«Нам нужно знать свою историю и повторить путь Белой армии, только в обратном порядке: из общественных организаций дорасти до воинских формирований, – говорил другой участник встречи. – Это титанический труд в наших условиях, но мы должны его пройти, иначе история «возрождения казачества» может закончиться частушками фольклорных казачьих ансамблей о нас и о наших посиделках, называемых Большими войсковыми кругами и конференциями. Да, достижения, конечно, есть, но их могло бы быть и больше. Если бы мы не замыкались каждый в своем домишке, уподобляясь дедам, отбивавшим нападение «красных» на свою станицу и не желавшим идти на помощь соседям».
Неоспоримым, на мой взгляд, было предложение одного из выступающих: казаки должны сесть за стол переговоров и сами определить, какое казачество нужно, какие необходимы структуры, чем они будут заниматься, а также какова должна быть ответственность атаманов перед казаками. В противном случае так и будет расти бесконечно число независимых и нерегистрируемых организаций, объявляющих себя единственно настоящими казаками. И никакими указами и законами сверху этот развал не остановить. Единственным правильным путем было названо создание в регионе одной общественной казачьей организации, куда бы вошли все желающие – с четким пониманием, чем они хотят заниматься (наукой, культурой, сельским хозяйством, производством, несением любого вида службы, патриотическим воспитанием…). В этом случае между реестровыми, остальными казачьими структурами области и органами власти заключается соглашение, где всё это четко фиксируется. Кстати, утверждает автор предложения, на это нацеливает и Концепция государственной политики РФ в отношении казачества, а именно: на «реализацию потенциала казачьих обществ и общественных объединений в интересах национальной безопасности и территориальной целостности государства».
И все-таки что следует взять из прошлого в XXI век? В качестве ответа на этот вопрос, пожалуй, безоговорочно принимается такое высказывание: «Взять можно почти всё, внося лишь поправки на новые условия жизни и технический прогресс. Безусловно, сегодня нет возможности вернуть прежний уклад жизни, но необходимо восстановить прерванную связь поколений. Движение за возрождение казачества на базе общих социально-экономических, духовно-нравственных ценностей – одна из форм выражения русского национального самосознания. Сама национальная идея, как заповедь наших отцов и дедов, не подлежит пересмотру. Необыкновенное сочетание русской вольницы и осознанное желание служить Отечеству всегда было присуще казакам. Поэтому подлинное возрождение российской государственности нельзя представить себе без казачества. Ведь казаки, по словам В.Г. Короленко, «среди этой сумятицы занимают особое, прямо выдающееся положение… знают, чего хотят, и при этом знают всей массой…».