Местное население сибирских сёл и деревень всегда имело возможность практически в любом водоёме ловить рыбу для личного потребления ставными сетями и береговыми фитилями. Органы рыбоохраны некоторое время назад за символическую плату выдавали разрешения на добычу водных биоресурсов на реках и озёрах области. И, наверное, это было правильно и вполне обосновано местными традициями и природными особенностями нашего региона, озёра которого расположены в зоне ежегодных зимних заморов.
Однако приказом Росрыболовства №319 от 13 ноября 2008 г. утверждены Правила рыболовства для Западно-Сибирского региона, в том числе для Тюменской области.
Согласно этому приказу теперь рыболовам-любителям в местах общего пользования или на рыбопромысловых участках, не предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, вылов водных биоресурсов разрешён только следующими орудиями лова: летними и зимними удочками всех модификаций с общим количеством крючков не более 10 штук на орудиях лова у одного гражданина; спиннингами, «корабликами», «змеями», нахлыстовыми удочками с использованием блёсен, воблеров, мушек и других приманок; жерлицами и кружками общим количеством не более 10 штук у одного рыболова; закидными удочками («закидушками»), в том числе с использованием резиновых амортизаторов, и перемётами с общим количеством крючков не более 10 штук на орудиях лова у одного гражданина; на дорожку («троллингом»); специальными пневматическими ружьями и пистолетами для подводной охоты без использования аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов; подъёмниками «пауками» и черпаками с берега размером не более 200х200 см, и с размером (шагом) ячеи не более 24 мм; мелкоячеистыми бреднями для лова живца длиной не более 3 м, с размером (шагом) ячеи не более 15 мм; раколовками в количестве не более 5 штук у одного гражданина, с диаметром каждой раколовки не более 80 см.
Пункт 38.1.2 разрешает применение на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, дополнительно к вышеуказанным, следующие орудия лова: ставные сети длиной не более 50 метров на пользователя, с размером (шагом) ячеи не менее 22 мм; плавной верховой сетью длиной не более 75 метров, с размером (шагом) ячеи не менее 40 мм; бреднем длиной не более 25 метров; фитилями в количестве не более 2 штук на пользователя, с размером (шагом) ячеи в озёрах – 36 мм в бочке и 40 мм в крыльях, на реках – 26 мм в бочке и 40 мм в крыльях.
Наш сибирский регион со своими природными и климатическими особенностями приравняли почему-то к европейской части России.
На сегодня в Тюменской области был проведён лишь один конкурс по закреплению водоёмов под любительское и спортивное рыболовство, однако до сих пор потенциальные арендаторы (т.е. выигравшие конкурс) не могут получить договоры аренды и приступить к формированию инфраструктуры спортивного и любительского рыболовства, начать зарыбление водоёмов. Находятся, так сказать, в подвешенном состоянии из-за того, что Москва временно, до 2012 года, приостановила проведение конкурсов по закреплению водоёмов под любительское и спортивное рыболовство.
А руководитель Росрыболовства, после массовых выступлений рыболовов-любителей во многих регионах и городах России против введения платного рыболовства, заявил о том, что бесплатно рыбачить на удочки можно везде, даже на водоёмах, которые зарыблены арендаторами. Захочет ли теперь тот же арендатор вкладывать деньги в зарыбление и мелиорацию, если теперь можно на его водоёме рыбачить кому угодно, да ещё и бесплатно? Вот такой «бизнес по-русски» получается с подачи высокопоставленных чиновников из Москвы. Изначально же планировалось, что арендатор будет обязан заниматься мелиорацией водоёма, его зарыблением, созданием инфраструктуры для предоставления услуг рыболовам-любителям, плата за которые и должна была окупать его расходы.
Примеры негативного влияния такого «странного» подхода к «арендаторам» уже есть. В Курганской области, которая первой в Уральском федеральном округе распределила озёра среди арендаторов, многие водоёмы оказались в буквальном смысле брошенными. Арендаторы ещё ранней весной выключили аэраторы, не желая нести затраты на оплату электроэнергии. Им ведь не остановить массу рыболовов-любителей, которые услышали с высокой трибуны, что рыбачить можно бесплатно и везде. А кто захочет работать «на дядю», себе в убыток? Озёра опять зарастают тиной, вновь возобновились заморные явления.
Сейчас в агропроме области решается вопрос о выставлении на конкурс для «промышленного рыболовства» и «товарного рыбоводства» ряда водоёмов в Нижнетавдинском, Юргинском и Упоровском районах. И опять при определении водоёмов, отводимых под «промышленное рыболовство» и «товарное рыболовство», возникает больше вопросов, чем находится ответов в существующем законодательстве.
Федеральный закон №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» от 20.12.2004 г. в ст. 18, п. 3 говорит о том, что «рыбопромысловый участок может использоваться в одной или нескольких из указанных (т.е. «промышленное рыболовство», «товарное рыбоводство» и «любительское и спортивное рыболовство») целей. Почему Росрыболовство ограничивает потенциальных «арендаторов» только одним видом деятельности? Почему не ввести, например, термин «приоритетный вид деятельности» и проводить конкурс, исходя из этого «приоритета»?
Может, стоит дождаться принятия Закона «Об аквакультуре», в котором, надеюсь, правильнее будут определены многие термины и понятия, применяемые в рыболовстве и рыбоводстве, чем сейчас в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», а потом уже проводить очередные конкурсы? Возможно, по новому закону реально будет объединить виды рыболовства, что позволит арендаторам расширить сферу своей деятельности, а значит, и более эффективно использовать потенциал водоёма и получать свою прибыль.
А пока начальство судит да рядит, простой рыболов не может пользоваться сетными орудиями лова «нигде и никогда», а арендаторы не могут, да и не хотят, тратить деньги без правовых гарантий их возврата.
Андрей ОЗНОБИХИН, замначальника отдела ГУ ТО «Служба охраны животного мира».