Скоро страна будет отмечать 70-летие битвы под столицей. Там, в снегах Подмосковья, остались лежать и выпускники Тобольской школы № 1 Александр Расторгуев и Гай Кокорин.
Скуластое мужественное лицо. Упрямая складка у рта, серьезный и проницательный взгляд. На старой фотографии Александр Расторгуев выглядел таким, каким он был накануне службы в легендарном соединении ОМСБОН. Так сокращенно именовалась отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД. Ее сформировали в начале Великой Отечественной войны для борьбы с врагом на временно оккупированной советской территории. В бригаду отбирали только добровольцев, отдавая предпочтение коммунистам и комсомольцам. В назначенный день московский стадион «Динамо» заполнили посланцы столичных предприятий, кадровые чекисты, известные спортсмены страны. Каждого тщательно осматривали и проверяли. Когда подошла очередь Расторгуева, к нему обратился строгий комиссар:
– Сибиряки – народ надежный. Осознаете, какие испытания ожидают?
– Считаю себя подготовленным. Окончил Центральный институт физической культуры. Значкист ГТО второй ступени. Занимаюсь плаванием и лыжами.
– Хорошо, зачисляем вас в группу подрывников.
Бригада скрытно разместилась на подмосковной станции Лосино-Островская. Александр и его товарищи постигали премудрости действий во вражеском тылу, обучались минному делу. Боевое крещение состоялось, когда противник вплотную приблизился к Москве. В октябре сорок первого года омсбоновцы познакомились с фашистами на ключевом Волоколамском направлении. Под губительным огнем они выставили на их пути тысячи мощных фугасов и мин. Под ногами захватчиков горела земля, рушились мосты и эстакады, подрывались танки и орудия.
За полтора месяца огневой круговерти омсбоновцы потеряли немало замечательных бойцов. Когда выдалась краткая передышка, Александр отправил в Свердловск матери, Татьяне Григорьевне, первое солдатское письмо: «Мама, прости за молчание. Был в непрерывных боях. По специальности я взрывник. «Работа» интересная, но сопряжена с опасностью, главное в нашем деле – аккуратность. От нее зависит личная жизнь, поэтому стараюсь работать внимательно. Войну мы выиграем, фашистов уничтожим до единого, и наша страна вновь зацветет, как цвела она раньше».
Когда немцев погнали от Москвы, омсбоновцы наводили «порядок» на их жестоком и бесславном пути, сеяли хаос и панику в стане врага. Боевая группа, в которую вошел Расторгуев, проникала за линию фронта и выполняла специальные задания Москвы.
Неуловимые и грозные мстители блокировали и подрывали вражеские коммуникации, узлы и линии связи, базы снабжения, громили штабы и тыловые учреждения гитлеровцев, освобождали пленных и невольников фашистских лагерей смерти.
Противник стремился любой ценой выследить и уничтожить «сталинских дьяволов». Группа Расторгуева понесла большие потери и не сумела своевременно пробиться через линию фронта домой. В Москве сочли всех погибшими. Татьяна Григорьевна получила похоронку. А следом, к великой материнской радости, написал… Александр: «Мама, случилась ошибка. Я жив и здоров, только что вернулся из длительной и тяжелой «командировки». Представлен к награде. На днях опять поеду отправлять на тот свет фрицев. Вернусь не скоро. За меня не беспокойся, имею опыт фронтовика…».
И действительно, война многому научила Расторгуева. По словам командира отделения Виталия Маслякова, «Саша отличался большой физической силой, выносливостью, смелостью и отвагой».
Весной 1942 года Расторгуева зачислили подрывником в отряд майора Коровина. На лыжах, в белых маскировочных халатах, омсбоновцы, как привидения, преодолели гитлеровскую оборону и бесследно исчезли в болотах и лесах Смоленщины. Участники необычного «марафона» тащили на плечах запас боеприпасов и продовольствия, на волокушах – «гостинцы» для непрошеного врага. Через месяц в ставку Гитлера донесли, что советские диверсанты блокировали железную дорогу Смоленск–Дорогобуж, сорвали поставки действующей армии.
Из этого последнего рейда мало кто вернулся. В декабре 1942 года командование бригады известило Татьяну Григорьевну о том, что ее сын, красноармеец Александр Александрович Расторгуев, пропал без вести на фронте и награжден приказом Западного фронта орденом Красной Звезды.
Много лет семья Расторгуевых с надеждой искала боевых друзей Александра. И вот «Советский спорт» опубликовал к 30-летию Победы над фашизмом воспоминания ветерана ОМСБОНа Всеволода Типакова, через него посчастливилось разыскать Виталия Маслякова, Бориса Бурундасова, Александра Котулина и других соратников Александра.
Вот что они запомнили о том драматическом походе. Борис Бурундасов, подрывник: «Пройдя по снежному бездорожью 350 километров, мы оседлали железную дорогу восточнее Смоленска. 7 мая Александр пустил под откос первый эшелон с танками и живой силой противника».
Александр Катулин, комиссар отряда: «Александр участвовал во многих диверсиях на железной дороге и внес значительный вклад в разгром фашистских захватчиков. Наши бойцы не давали врагу передвигаться 26 суток между Смоленском и Дорогобужем».
Всеволод Типаков, разведчик и минер: «К исходу операции кончились продукты, раскисла обувь, расползлись ватные костюмы. Держались на воде, лесных грибах и неизменном оптимизме. Мрачный с виду, Александр был чутким и добрым товарищем, всегда помогал ослабевшим».
Виталий Масляков, командир отделения: «В июне фашистские егеря выследили расположение и маршруты нашего отряда, началось преследование. На выходе к линии фронта мы были окружены и приняли неравный бой. Это было в лесу у развилки речек Угра и Росса, под городом Юхновым. Ребята дрались отчаянно и зло, до последнего патрона и последней гранаты. Александр сражался до последнего вздоха».
Из ста десяти храбрецов в том бою уцелело семнадцать, все были тяжело ранены, их пленили каратели. На смену павшим героям в ОМСБОН приходили их достойные преемники. Бригада стала грозой для немецко-фашистских оккупантов. Ее бойцы взорвали больше тысячи вражеских эшелонов, разгромили свыше ста фашистских гарнизонов, уничтожили 50 самолетов и 140 танков, освободили из неволи тысячи военнопленных партизан и подпольщиков.
Всему миру известны подвиги офицера бригады, прославленного разведчика, Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова. В том же боевом ряду стоит воспитанник тобольской школы №1 Александр Александрович Расторгуев. Один из тех, кто пал на поле брани. Ради победы Родины.