Путь в инженеры

Россия готовится к жизни по новому закону об образовании, который до начала своего действия (с 2013 года) должен пройти все стадии согласования со всеми заинтересованными сторонами. Одна из таких сторон – ссузы, кующие для экономики страны рабочие кадры, с дефицитом которых необходимо как-то справиться. Замечено: если из списков вакансий на каком-нибудь сайте выкинуть всевозможных торговцев, то в них, в этих списках, останутся преимущественно рабочие специальности.

Из истории

Одно из заведений среднего профессионального образования (СПО) – Тюменский колледж транспорта, занесенный во всероссийский регистр “Сто лучших ссузов России”. Он не раз менял название, статус, но не терял главного – качества воспитания и обучения, профессионального инженерно-педагогического коллектива и степени популярности у молодежи и работодателей.

С 1987 года колледж возглавляет Александр Борисович Кукин – кандидат философских наук, профессор, заслуженный учитель профессионально-технического образования России, почетный работник науки и образования Тюменской области. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, кавалер ордена «Имени А.С. Макаренко».

Сегодня Тюменский колледж транспорта – крупный учебно-производственный комплекс, оснащенный современным оборудованием, учебно-производственными мастерскими, лабораториями, учебными аудиториями, компьютерным центром информационных технологий, учебными легковыми и грузовыми автомобилями. На этой базе готовят квалифицированных рабочих, востребованных транспортными компаниями Тюменской области.

– Были тяжелые времена, – вспоминает директор колледжа, – более 15 лет мы финансировались по остаточному принципу, у нас не было достаточно средств. Нам отключали за неуплату свет, воду и даже отопление. Сегодня мы финансируемся из бюджета области. Мы выдержали, не потеряли людей, сохранили материальную базу. В настоящее время на дневном, заочном и вечернем отделениях колледжа обучается более 2 000 студентов. Ежегодно в вузы страны поступает около 30 процентов его выпускников. За годы существования учебным заведением подготовлено более 20 000 квалифицированных рабочих и специалистов…

Ау, работодатели!

Специальности СПО, приобретаемые в стенах колледжа, таковы: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, сварочное производство, организация перевозок и управление на транспорте, экономика и бухучет. Специальности НПО (начального профобразования): автомеханик, электро- и газосварщик, мастер столярно-плотничьих и паркетных работ. Осуществляется также краткосрочная профподготовка водителей категорий В и С, слесарей по ремонту автомобилей, электрогазосварщиков, официантов, столяров строительных, плотников, рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.

– За все годы, – говорит Кукин, – не было ни одной рекламации со стороны работодателей на качество подготовки. И даже в кризисные дни, когда очень трудно не то что устроиться на работу, а пройти производственную практику, мы эти трудности решали успешно. Нет ни одного нашего выпускника, который бы стоял когда-либо на бирже труда. Они все востребованы производством и получают хорошую оценку.

Честно говоря, верится в это с трудом. Может быть, “виновато” социальное партнерство колледжа с транспортными компаниями области? Есть долгосрочные трехсторонние соглашения (колледж – предприятие – правительство области) о сотрудничестве в подготовке работников квалифицированного труда. Среди таких партнеров – эксплуатационное предприятие ОАО «ТюменьАвтоТранс», Тюменские пассажирские автотранспортные предприятия № 1 и № 2, ЗАО «Таксомоторный парк», ЗАО «Пассажирский автотранспорт», ЗАО «РСУ Сибстройкомплект», ЗАО «Тюменский ремонтно-механический завод».

– С 1 сентября текущего учебного года, – рассказывает Александр Борисович, – мы приступили к реализации в учебном процессе ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) нового поколения, которые существенно отличаются от предыдущих двух поколений стандартов. Предъявляются новые требования к педагогическим кадрам, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Эти новые стандарты заставляют образовательные учреждения перейти от обязательного минимума знаний, умений и навыков к конечному результату – освоению общих профессиональных компетенций, что позволит повысить качество профессионального образования, максимально приблизить квалификацию выпускников к требованиям современного рынка труда. Впервые работодатели в новых стандартах рассматриваются как участники образовательного процесса (это планируется утвердить на законодательном уровне).

Кукин считает, что необходимо усилить роль работодателей в формировании программ и материальной базы образовательных учреждений. Пока что получается так: руководитель колледжа составляет программу или иной документ, а работодатель в лучшем случае подписывает уже готовое. А надо бы, чтобы они вместе работали над всеми вопросами, согласовывая свои действия во имя конечной цели и к взаимной выгоде. Часто работодатель хочет получить работников высокой квалификации, но быстро (с краткосрочной подготовкой). А сам не создает должных условий для практикантов и выпускников ссузов (зарплата, соцпакет, жилье). У него нет то ли желания, то ли возможностей вкладывать в это деньги. Поэтому для активизации участия работодателей в образовательном процессе Александр Борисович предлагает ввести налоговые льготы для тех бизнес-структур, которые вкладывают средства в развитие профессионального образования. Нужно, на его взгляд, также законодательно определить роль работодателей в разработке и реализации профессиональных образовательных стандартов и программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Успешность внедрения стандартов третьего поколения и перспективы развития образования во многом зависят от работодателей – заказчиков кадров.

Что в кармане у студента?

Значительный плюс законопроекта – поэтапное повышение стипендии. Для обучающихся образовательных организаций СПО минимальный размер академической стипендии предполагается устанавить не менее одной трети МРОТ (от “минималки” в 4710 руб. это составит 1415 руб.). Размер социальной стипендии – не менее полуторакратного размера академической стипендии (это 2120 рублей). Причем, если эти положения останутся в окончательной редакции закона, академическая стипендия будет выплачиваться вне зависимости от успехов в учебе!

Кроме того, в новый закон закладывается обеспечение обучающихся учебниками и средствами обучения бесплатно, в соответствии с нормативами, которые определяются ФГОС. В законопроекте предусмотрены также льготы обучающимся при проезде на транспорте общего пользования, обеспечение их питанием за счет средств различных бюджетов.

– К сожалению, – отмечает Александр Борисович, – размер льготы и норматив питания пока не определены. Возникает вопрос: будут ли вообще кормить обучающихся по программам СПО? Сейчас НПОшников кормим, если это можно так назвать, на 16 рублей в день! В соседней столовой на эти деньги можно купить только стакан чая и булочку. Как мы только не исхитряемся, чтобы более-менее накормить студентов на этот мизер!

О воспитании

– В преамбуле проекта закона, – обращает внимание Александр Борисович, – записано: “Воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства”. И больше о воспитании нигде не упоминается. Возникает вопрос: как и за счет каких средств будет финансироваться эта специально организуемая деятельность? В качестве эффективного экономического механизма управления качеством и количеством подготовки квалифицированных кадров внедрено нормативно подушевое финансирование учреждений образования, где нормируется только образовательная деятельность. Вероятно, есть необходимость нормировать и расходы на воспитание. Народная мудрость гласит: “Если не воспитать человека, то лучше его не учить. Он принесет меньше вреда”.

Воспитанию в колледже уделяется немалое внимание. Активно работает студенческий культурный центр, который помогает реализовать свой творческий потенциал студентам в различных студиях и клубах по интересам. На первом этаже специальный стенд весь уставлен различными кубками – свидетельство многочисленных побед колледжа в соревнованиях по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике, лыжам, гиревому спорту, настольному теннису.

С целью повышения эффективности и качества воспитательной работы в колледже даже был проведен специальный анализ. Он показал, что обучающиеся – дети из многодетных семей (таких 27 процентов), малообеспеченных (45 процентов) и неполных семей (32 процента). Такие студенты зачастую не получают достаточно внимания со стороны родителей и старших родственников, а значит, педагоги должны это внимание возместить.

О педагогах

– Законопроект предусматривает, – объясняет Кукин, – что размер заработной платы каждого педагогического работника должен зависеть от его квалификации, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград. И не может быть ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация.   Предполагается также закрепить полномочия субъектов РФ по установлению дополнительных мер государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам. Сегодня размер зарплаты молодого педагога оставляет желать лучшего, что порождает определенные проблемы с кадрами ссуза.

Для справки: в настоящий момент в колледже транспорта 69 инженерно-педагогических работников, 76 процентов которых имеют высшую и первую квалификационные категории. Многие из них отмечены государственными и правительственными наградами.

Умрёт ли начальное образование?

– Из уровней профессионального образования, – отмечает Александр Борисович, – “выпало” начальное профессиональное, что чрезвычайно взволновало в первую очередь работодателей и педагогическую общественность. Их консолидированное мнение – не только оставить систему НПО, а сделать ее основным уровнем профессионального образования для подготовки квалифицированных рабочих кадров и социальной поддержки наименее обеспеченных слоев молодежи. На мой взгляд, законопроект вовсе не упраздняет НПО. Просто нынешние профтехучилища станут одной из составляющих СПО.

У нас уже есть богатый опыт двухуровневой профессиональной подготовки: как правило, в колледжах обучается 30-40 процентов по программам НПО. Качество подготовки во многом будет зависеть от тех условий, какие создаст государство. То есть от финансирования, поддержки работодателей и общества. Подготовка рабочих будет вестись не только в учреждениях СПО, но и на старшей ступени образовательных школ, на предприятиях, в центрах профессиональной подготовки. Те, кто обучался по программам первого уровня (квалифицированные рабочие), смогут продолжить обучение на втором (специалисты среднего звена) по сокращенным программам. Это тоже очень важно – будет экономиться и время, и деньги (а каждый год обучения стоит немало).

– Отмечу как положительный факт, – продолжает Кукин, – изменение правил приема в вузы лиц, имеющих среднее профессиональное образование. Пункт 1 статьи 73 законопроекта гласит, что зачисляться они будут не по результатам ЕГЭ, а по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяется образовательной организацией высшего образования. Таким образом, НПО и СПО перестанут быть тупиком в повышении образовательного уровня. Ведь человек за три-четыре года обучения в колледже может забыть многое из того, что требуется для успешной сдачи ЕГЭ. Радует, что и образовательные организации СПО будут принимать на обучение без вступительных экзаменов (ст.124 законопроекта).


4003