В Тюменской филармонии прошел спектакль «Арлекин, слуга двух господ» в постановке итальянского театра Пикколо ди Милано. Этот проект был реализован в рамках года Россия–Италия, при поддержке Международного театрального фестиваля им. Чехова.
Театр Пикколо ди Милано был основан в 1947 году режиссером Джорджо Стрелером, тогда же и был поставлен «Арлекин, слуга двух господ», являющийся его визитной карточкой, своего рода основой, на которой можно воссоздавать традиции. Стрелер взял одну из самых известных пьес Карло Гольдони, изменив имя главного героя. Тем самым приблизив постановку к типично итальянскому жанру – комедии дель арте.
Этот спектакль уникален во многих отношениях: он по сей день идет с неизменным успехом, побывал в сорока странах, с 1963 года главную роль играет Ферруччо Солери. К тому же сейчас практически не увидишь комедию дель арте в ее изначальном варианте. Этот жанр ушел в историю, и теперь о нем знают только искусствоведы да знатоки театра. Так что тюменцам представился счастливый шанс лично познакомиться с одной из лучших постановок мирового репертуара, а заодно и с редким жанром.
Перед спектаклем состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие генеральный директор Международного театрального фестиваля им. Чехова Валерий Шадрин, исполнитель роли Арлекина Ферруччо Солери и режиссер театра Стефано де Лука.
– В следующем году фестивалю исполняется 20 лет, – говорит Валерий Шадрин. – Его предназначение – знакомить российского зрителя с наиболее интересными и важными явлениями в театральной жизни. За эти годы ведущие труппы мира побывали на фестивале. Сначала мы ориентировались только на московскую публику, потом стали делать выездные программы в Санкт-Петербурге, Воронеже, Рязани. В прошлом году устраивали гастроли «Комеди франсез», а в этом году предложили Пикколо ди Милано. Этот спектакль впервые показали на фестивале в 2001 году в Малом театре с аншлагом. Оно и неудивительно: и сам спектакль – легенда, и режиссер Джорджо Стрелер – один из столпов мирового театрального искусства. И мы выражаем благодарность директору Тюменской филармонии Михаилу Бирману, поскольку не каждый руководитель решится взять такой проект.
– Наш спектакль действительно явление в театральном мире, – рассказывает Стефано де Лука. – Здесь отразился весь театральный опыт 60 лет, и то, что спустя столько времени он продолжает интересовать публику, его понимают во всем мире, говорит само за себя. Для нас очень важно, что его увидит русская публика. Нас не пугает большой зал, это хороший вызов для артистов. Арлекин родился на маленькой сцене, в театре Пикколо всего 400 мест. Когда в 1947 году Стрелер решил поставить этот спектакль, ему пришлось заняться изучением жанра комедии дель арте, чтобы возродить традицию. И мы делаем все, чтобы она не была потерянной. Хотя именно Гольдони трансформировал комедию дель арте в комедию характеров, сняв с персонажей маски и предпочитая смешить с помощью текстов.
– Ферруччо, вы играете Арлекина много лет. Он меняется вместе с вами?
– А почему он должен меняться? Его так создали, поэтому он остается таким, каким был в самом начале. Хотя у моего Арлекина и прошла небольшая эволюция, первые два-три года я со Стрелером делал некоторые изменения, пока не нашел идеального варианта. И с тех пор стараюсь больше ничего не менять.
– У вас есть несколько вариантов спектакля, как вы выбираете, что будете играть?
– У Стрелера было 11 постановок, и каждый раз изменения касались сценографии и декораций. Для этих гастролей выбрали постановку, которую можно воплотить на любой сцене.
– Спектакль вышел после Второй мировой войны. Тогда задачей было отвлечь публику от грустных мыслей, а какая задача сейчас?
– И после войны, и до сих пор наша главная задача – смешить и развлекать. Публика приходит новая, а проблемы у нее старые.
– Как вы думаете, в чем секрет долгожительства и популярности Арлекина?
– Гольдони написал шедевр, Стрелер сделал из пьесы еще больший шедевр. Вот и весь секрет. А популярность самого героя в том, что это невероятно обаятельный персонаж, которому удается служить двум господам одновременно. Он все получает своим умом и своим трудом, и в этом его большое очарование.
Представление театра шло, разумеется, на итальянском языке, но для удобства зрителей сверху над сценой был электронный подстрочник. Впрочем, пьеса Гольдони хорошо известна у нас в стране. Если кто ее и не читал, то уж точно видел фильм «Труффальдино из Бергамо», так что суть происходящего была понятна. Комедия дель арте – это бульварное представление, где каждый герой – а точнее, его маска – несет определенную смысловую нагрузку. Раньше у актеров даже не было четко продуманного текста, они разыгрывали набор сценок, импровизируя по ходу действия. В театре Пикколо ди Милано постарались соблюсти все традиции и при этом сохранить жесткий рисунок постановки. На сцене нет декораций, кроме небольшого помоста с занавесками, изображающими то интерьер гостиницы, то дом синьора Пантолоне. Актер зажигает свечи, и представление начинается. Действие происходит на помосте, рядом находятся музыканты и не задействованные в сценах актеры. Для нашего зрителя все это непривычно, как и быстрая громкая речь героев, чересчур нарочитые жесты и мимика, иногда переходящие в пантомиму. Но спустя некоторое время зал включается в предложенную игру и начинает реагировать на реплики и действия героев. А забавных ситуаций по ходу спектакля складывается множество. Красавица Беатриче, приехавшая из Турина, переодевается в мужское платье и выдает себя за погибшего брата. Чем и ставит под удар отношения Сильвио и Кларисы. Она же нанимает в слуги Арлекина, но, занятая своими делами, вовремя его не накормила. Этот расторопный малый, недолго думая, решил устроиться еще на одну работу – стал слугой приехавшего в ту же гостиницу Флориндо. Арлекин одет в яркий костюм из лоскутов, символизирующий одновременно его простое происхождение и веселый нрав. На нем маска, традиционная для карнавалов в Бергамо, для знающих зрителей она лучше всяких слов говорит о том, откуда прибыл герой. Он кажется недалеким, но когда нужно умеет быть изворотливым и неотразимым. И хотя Арлекин постоянно путает указания своих хозяев, ему удается выкручиваться, и часто с пользой для себя. Ферруччо Солери демонстрирует чудеса пластики, если бы не общались с ним на пресс-конференции, никогда не поверили, что Арлекина играет почтенный синьор. Столько в нем легкости и молодого задора.
Как и водится в комедиях, все недоразумения счастливо разрешились, влюбленные Клариса и Сильвио, Беатриче и Флориндо соединились, и даже Арлекин нашел свою половинку – бойкую служанку Смеральдину. А благодарные тюменцы стоя аплодировали итальянским артистам.