«А что у тебя по шахматам?»

В рамках проходившей осенью прошлого года в Ханты-Мансийске 39-й Всемирной шахматной олимпиады состоялся 81-й по счету конгресс ФИДЕ, на повестке дня которого в числе других стоял вопрос о включении шахматных уроков в школьную программу. Делегаты из 180 государств мира – членов ФИДЕ – не пришли в тот раз к единому мнению, однако дискуссия получилась весьма плодотворной.

С каждым годом число тех, кто поддерживает подобную инициативу, неуклонно растет. Прецедент есть: в Калмыкии, не без участия экс-президента республики Кирсана Илюмжинова, ныне возглавляющего Международную федерацию шахмат (ФИДЕ), эта игра интеллектуалов уже давным-давно входит в число обязательных школьных дисциплин. Подобный смелый шаг с лихвой себя оправдал: по результатам ЕГЭ калмыцкие учащиеся достигли заметных успехов, что напрямую можно связать с подобным нововведением. Многими годами ранее шахматы обрели статус полноправной школьной дисциплины в целом ряде стран: Испании, Швеции, Египте…

Недавний визит в Тюменскую область двенадцатого чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова дал новый импульс начавшей было угасать дискуссии о включении шахмат в школьную программу. В рамках визита прославленный гроссмейстер встретился с губернатором области Владимиром Якушевым. Анатолий Евгеньевич предложил главе региона ввести шахматы в расписание школьных занятий. Губернатор идею поддержал: вопрос, безусловно, интересный, ведь «шахматы учат думать». В свою очередь Владимир Владимирович выступил со встречной инициативой, предложив создать в нашем регионе шахматную школу, на что Карпов охотно отозвался. На сегодняшний день, кстати, в 16 странах мира насчитывается 150 шахматных школ Анатолия Карпова.

Вопросами шахматного обучения Анатолий Карпов стал заниматься, еще будучи чемпионом мира. Первую школу в России создал в 1989 году для ребят из Воронежа и Воронежской области. Это школа совершенно нового формата. Ранее подобные учреждения были либо союзного, либо российского уровня. Потом возникла идея приглашать туда ребят со всей страны. Вначале набрали только 11 слушателей. Впоследствии из школы «выросло» пять гроссмейстеров, две девушки стали международными мастерами, хотя ранее в Воронеже не было ни одного гроссмейстера.

Дальше, по словам А. Карпова, школы «пошли» по всей России. Давно существует подобная и в Тюмени. Экс-чемпион мира выразил надежду, что число международных гроссмейстеров у нас увеличится: предпосылки для этого есть. Уверен, сказал Анатолий Евгеньевич, что положительные изменения наступят незамедлительно. Главное – «шахматы нужны в массовом варианте, и в первую очередь для детей, чтобы научить их рационально, стратегически мыслить».

Карпов особо подчеркнул, что его больше волнует вопрос о шахматах как массовом виде спорта, который может научить детей логически мыслить, развивает память, что необходимо в любой сфере деятельности. «Шахматы в этом плане являются добрым спутником. Конечно, спортивные соревнования не остаются в стороне: проводятся всероссийские турниры, намечен Всемирный турнир на Кубок Анатолия Карпова, так что Тюменская область будет задействована по полной программе».

Гроссмейстер твердо убежден, что шахматы как школьный предмет обязательно нужны. «Обеспечить школы профессиональными преподавателями мы пока не в состоянии, но процесс идет. Директора могут опираться на два соответствующих распоряжения по Министерству образования РФ, подготовленных по моей инициативе, – сказал он. – Первое подписал Владимир Филиппов, второе два года назад – министр Андрей Фурсенко. Первое дает разрешение директорам школ включать шахматы в школьную программу, во втором есть мягкая рекомендация поступать таким же образом».

Кстати, после посещения А. Карповым школы № 15 Тюмени с ее директором была достигнута договоренность, что «шахматы там будут преподаваться во всех классах».

– Я за то, чтобы шахматы внедрялись в школы, детские сады и стали неотъемлемой частью учебного процесса, – убежден председатель Тюменской областной федерации шахмат Геннадий Шантуров. – Считаю, что каждый ребенок должен играть в шахматы. Это поможет ему принимать решения и самостоятельно мыслить. Я уже не говорю о благотворном влиянии этой игры на развитие интеллекта. Кроме того, это хороший способ организации досуга. В советское время очень популярны были соревнования на призы клуба «Белая ладья». К сожалению, за последние лет пятнадцать турнир утратил свою былую славу. Будем его реанимировать, кое-какие подвижки в этом направлении есть. Вообще, меня радует растущая популярность шахмат. Многие крупные нефтяные и газовые компании включают шахматы в программу внутрикорпоративных спартакиад. Отрадно, что этот вид спорта живет и развивается. Наша задача – сделать его еще более востребованным.

Шахматы, по мнению Геннадия Шантурова, вполне могут способствовать решению многих социальных проблем – например, отвлечению молодежи от пьянства и наркомании. «Сам я – потомственный шахматист, играть меня научил отец. Образно выражаясь, на шахматную «иглу» я «подсел» лет пятьдесят назад и считаю это за счастье. Шахматы и наркоманию, кстати, объединяет то, что от них получают удовольствие.

Но если наркотики опустошают человека, разрушают его здоровье, то шахматы, подобно музыке или живописи, духовно обогащают личность, значительно расширяют круг общения с интересными людьми».

…Хочется надеяться, что совсем скоро настанет то время, когда родители будут допытываться у своего дитяти, вернувшегося из школы: «А ну-ка, покажи свой дневник… Так, по математике «четверка», по литературе «пять»… А что у тебя по шахматам?».

А нетерпеливый отпрыск будет торопить слишком уж придирчивых родителей: давайте-де быстрее, мне еще домашнее задание нужно успеть сделать к завтрашнему уроку – выучить защиту Каро-Канн…

На шахматную «иглу» я «подсел» лет пятьдесят назад и считаю это за счастье.


3890