Наконец новый сезон в Тюменской филармонии открыт. Любители искусства, встречаясь в фойе, тепло приветствуют друг друга, а служители зала с восторгом говорят: «Аншлаг сегодня, аншлаг!»
Действительно, посмотреть было на что! На открытие сезона приехал ведущий коллектив испанского танца Барселоны (Испания) «Los Mulero» под руководством Розалии Мулеро с балетом «Кармен». Рассказать о судьбе самой знаменитой в мире испанки ее земляки решили не классическим балетом, а через народные испанские танцы, под народные мелодии. Хотя без хитов Бизе и здесь не обошлось. Пролог истории и представление действующих лиц проходит как раз под его музыку: Хосе, тореадор, Кармен, девушки – все танцуют, показывая себя публике, рассказывая пластикой свою биографию.
Вот мы видим цех сигарной фабрики. Девушки крутят из листьев табака сигары и обсуждают какие-то слухи. Между двумя группировками вспыхивает конфликт, переходящий в драку. Кармен (девушка в красной юбке) наносит удар своей сопернице, та падает. На шум приходят солдаты. С ними Хосе. На его мундире голубая перевязь для шпаги – отличие, полученное за заслуги. Соперницы указывают на Кармен как на виновницу беспорядков, а ее подруги не смеют заступиться за неё.
Хосе поручают арестовать Кармен и заточить в тюрьму. Между ним и Кармен возникает диалог – очень темпераментный парный танец фламенко в сопровождении гитары. Хосе отпускает девушку. Пришедшие за арестанткой солдаты отбирают у него шпагу и погоны, а его самого запирают в тюремной камере.
Заключенный поет грустную песню, а затем убегает из заточения. А Кармен гадает себе на картах – любит ее Хосе или нет. Трижды выпадает одна и та же карта – сомнений нет, это любовь! В это время Хосе в испанской деревушке сватает девушку. Все идет на лад, но вдруг появляется Кармен и уводит его. Теперь их судьба решена.
Не менее интересна партия тореадора. Вот он готовится к схватке с быком, к корриде. Немного помолившись у огромного креста, поворачивается к нему спиной и начинает одеваться. Возникает ощущение, что он возле огромного зеркала. Юноша любуется каждым своим жестом. Тореадор строен, он нереально красив. Вот он нарочито медленно наматывает на пояс шпагат, при этом принимая красивые позы. Надевает жилет, очень тщательно застегивая каждый его крючок. Потом очень медленно репетирует движения и жесты, которые понадобятся ему в грядущей корриде. Из этого довольно скупого на движения танца при предельной концентрации его энергии ясна суть человека – он любит только себя и не сможет полюбить никого, да и сам не сможет оценить любовь.
Перед корридой тореадор рассказывает толпе поклонников о своих победах. О том, как он, играючи, одним ударом шпаги убивал самых свирепых быков. Предстоящий поединок он посвятит прекрасной даме, которую выберет из окружающих. Выбор падает на Кармен. Та не прочь отблагодарить тореадора, что вызывает яростную ревность у Хосе.
Вспыхивает спор. Он решен как танец-поединок с тростями. Соперники стараются превзойти друг друга в виртуозности владения этим аксессуаром, но оба искусные танцоры и ни в чем не уступают друг другу. Спор готов перейти в поножовщину, но соперников разнимают. Тореадор уходит на корриду, а Хосе набрасывается с обвинениями на Кармен. Спор заканчивается ударом ножа. Хосе плачет над погибшей любовью. В это время окруженный толпой восторженных поклонников появляется тореадор. Он равнодушно смотрит на тело погибшей Кармен и проходит мимо. Хосе безутешен.
Тюменская публика восторженно приветствует испанских танцоров – представление всем понравилось. На «бис» испанцы, переодевшись в белые костюмы, показывают дивертисмент из нескольких народных танцев.