Этнографический оазис посетили тюменские исследователи-краеведы

Малое Заболотье, район Семи озёр. Деревни Чебурга, Тахтагул и Большие Канданы. Там испокон веку живут сибирские татары. Причём уклад их жизни и по сию пору сохранил традицию, что весьма ценно для учёных-этнографов. Исследователям-краеведам Ришату Рахимову и Владимиру Адаеву выпала редкая удача – они участвовали в этнографической экспедиции и посетили эти места, хотя добираться в таежную глушь пришлось на надувной лодке по речке Турба, протокам и озерам… Ими собран богатейший научный материал – более восьмидесяти предметов материальной и духовной культуры этого народа.

– Место выбрали неслучайно, – говорит Ришат Халитович. – Там до сих пор не ступала нога этнографа. А труднодоступность района в какой-то степени работает на то, чтобы сохранить традиционную культуру сибирских татар, их уклад жизни, основные занятия (рыболовство, охоту, собирательство) – они до сих пор живут там достаточно обособленно.

Именно этот фактор добавлял смысла поездке. И действительно, находки превзошли все ожидания. Только по рыболовству мы собрали 25 интереснейших предметов промысла. Один из них – лоток для установки рыбацкой сети. Поскольку в других местностях им уже не пользуются, нам важно знать, как в условиях оторванности от Большой земли человек приспосабливался, использовал природный материал для своих надобностей. Приспособление создано из цельного ствола осины, туда складывалась сеть (обычно использовалась конопляная или хлопчатобумажная), которая по ходу движения лодки-долбленки сама сползала в воду. Нашли мы и саму сеть, изготовленную в первой половине прошлого века. Оказалось, люди в тех местах действительно бережливые, они ничего не выбрасывают. Нам также досталась острога ручной ковки конца XIX века, которая применялась для охоты на крупную щуку. Всего по теме охоты мы привезли двенадцать предметов, среди которых следует выделить уникальный татарский капкан – ловушку на мелкого пушного зверя: ласки, норки, соболя, белки. При его изготовлении в качестве пружины использовались лошадиные сухожилия. Ценность орудия лова в том, что оно и сегодня в рабочем состоянии, хотя является своего рода раритетом, предметом уходящей культуры. Надо сказать, что в поле нашего зрения были и современные приспособления, которые имеются в обиходе у местных жителей – хотя уже завтра они могут стать историческими.

Традиционное собирательство – занятие у местных жителей одно из главных – также представляло интерес для исследователей. Те же берестяные заплечные кузова середины XX века. Их, кстати, до сих пор изготавливают по старинной «кальке». Потому, видимо, что они во многом превосходят обычные рюкзаки – в них не мнутся ягоды и грибы, не портится свежевыловленная рыба, а объем их достаточно большой – литров на пятьдесят.

– По-своему оригинальны предметы ремёсел и промыслов, – продолжает Р. Рахимов. – В частности, мы нашли приспособления для плетения лыковых циновок и кулей, которые использовались как в дореволюционное время, так и в советское, вплоть до середины 60-х годов. Между прочим, тогда это был доходный промысел, особенно в тех болотистых местах, где мы нынче побывали у сибирских татар. Пожилые люди вспоминают времена колхозов, когда им зарплату не платили, ставили только трудодни. Единственным способом получения живых денег было лыкоплетение на продажу – несмотря на всю трудоемкость занятия.

Интересно, что некоторые из привезенных этнографами Ришатом Рахимовым и Владимиром Адаевым реликвий имеют дату изготовления, что лишь подтверждает их подлинность и ценность. Например, деревянная ступа, вырубленная из куска березы, на которой арабской вязью сделана надпись «1888 год».

– Испытываешь удовлетворение оттого, что экспедиция прошла удачно, – завершает свой рассказ этнограф. – Мы благодарны местным жителям Малого Заболотья, помогавшим нам – в частности, семье Рыхановых. Запомнился и образ маленькой деревни на берегу живописного озера, где совершенно безбоязненно живут десятки лебедей. Птицы преспокойно плавают себе меж рыбацких лодок. Они ежегодно прилетают с юга именно на это озеро и, похоже, давно усвоили: у сибирских татар не принято стрелять в лебедей. Так было заведено их предками, и сегодня никто даже не задается вопросом: почему? Еще одна особенность этого маленького этнического оазиса: дети играют в старинные игры, в частности, в лапту. А почтенные старцы по-прежнему регулируют весь здешний жизненный уклад. Люди не вешают замков на двери, ворота или рыбацкие лодки, поскольку никто не ворует. Так что традиционная культура и образ жизни для местных жителей – не есть некая абстракция, а обыкновенная реальность.


3781