Арлекин из Италии

Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова при поддержке: Правительства Российской Федерации, Правительства Итальянской Республики, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культурного достояния и деятельности в сфере культуры Итальянской Республики, правительства Тюменской области, департамента культуры Тюменской области представляют: 20 и 21 сентября в Тюменской филармонии – Пикколо Театро ди Милано (Teatro Piccolo di Milano) со спектаклем «Арлекин, слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони. Режиссер Джорджо Стрелер. Проект реализуется в рамках Года России-Италии 2011.

Театр Пикколо ди Милано был основан Джорджо Стрелером, Паоло Грасси и Ниной Винки в 1947 году. Он стал одним из первых рискованных начинаний в области культуры после Второй мировой войны и первым в Италии государственным театром. Благодаря Грасси, занявшему должность директора, и Стрелеру, ставшему художественным руководителем, театр Пикколо вскоре стал «Театром для всех»: билеты на спектакли мог позволить себе любой человек. Стрелер поставил множество классических пьес от Шекспира до Гольдони и Чехова, а также величайшие произведения ХХ века по Брехту, Беккету и Пиранделло.

Художественное мастерство и ориентация на широкую публику театра Пикколо стали примером, которому последовали многие другие итальянские театры.

После смерти Стрелера в 1997 году административное и художественное руководство перешло в руки выдающихся деятелей культуры Италии: Серджо Эскобару, директору знаменитых оперных театров в Болонье, Генуе и Риме, и всемирно известному театральному режиссеру Луке Ронкони.

Со своими тремя площадками – театром Стрелера, театром студией и театром Грасси – театр Пикколо является одним из самых значимых центров культурной жизни в Италии. В год здесь проходит примерно 600 спектаклей. А с 1999 года в Пикколо ежегодно проходит театральный фестиваль, на который приезжают труппы со всего мира.

Спектакль «Арлекин, слуга двух господ» был поставлен Джорджо Стрелером в 1947 году и с течением лет стал визитной карточкой театра Пикколо. Как птица Феникс, возрождающаяся из пепла, этот спектакль бросает вызов мимолетной природе театра, не становясь при этом «музейным экспонатом». Режиссер немного изменил название, чтобы воздать должное главному персонажу комедии дель арте – Арлекину.

В свою очередь, сам Стрелер, говоря о своем «Арлекине», часто использовал образ «живого организма», который по определению должен развиваться, меняться, пересматриваться. Такой подход привел к созданию 11 версий постановки, которые меняют театральные шаблоны, вносят нововведения в написание пьес и свидетельствуют об эволюции роли режиссера в частности и эволюции театра в целом. Настоящий пример «исторической памяти в действии».

«Арлекин» можно с полным правом назвать одним из главных спектаклей театра Пикколо, своего рода основой, на которой воссоздается традиция, поощряющая актерское искусство, виртуозность и, как часто замечал Стрелер, «удовольствие от игры», и «удовольствие от бытия». В этом смысле постоянно меняющийся «Арлекин» знаменует ранний период в истории театра, понятый и ценимый зрителями по всему миру.

Тот факт, что за более чем 50 лет роль Арлекина исполняли всего два актера, Марчелло Моретти и Ферруччо Солери, который играет этого персонажа с 1963 года, только еще больше подтверждает уникальность спектакля и его своеобразие как «искусства живой памяти». Спектакль, который увидят тюменские зрители, это не прощальная версия 1987 года, а один из первых вариантов, поставленный в 1956 году, возвративший «Арлекину» его первоначальную свежесть и жизнерадостность.


3766