С думой о цвете

Тот, кто поднимется на третий этаж Тюменской областной Думы, обнаружит, что лестничная площадка и часть коридора превратились в картинную галерею, где разместилась персональная выставка художника Александра Новика. “Не думайте, что ее увидят лишь наши сотрудники, – убеждал на вернисаже председатель областного парламента Сергей Корепанов. – Здесь ежедневно бывает очень много народа, и не только из Тюмени. К нам приводят на экскурсии школьников, студентов”.

Экспозиция невелика, и работы для нее отбирались с большой тщательностью. Александру Новику хотелось показать все многообразие тем, занимающих его на протяжении трех с лишним десятилетий творческой жизни. Женские образы – воплощенная многогранность необъяснимого… Сибирская старина – в первую очередь, конечно же, родная Тюмень, увы, на глазах теряющая самобытный резной облик.

“Часть деревянной архитектуры я зафиксировал в своих работах”, – отмечает художник. Его вдохновляют и красоты Тобольска, где в нынешнем сентябре в восьмой раз пройдет всероссийский пленэр, организованный региональным отделением Союза художников, которое Новик возглавляет уже много лет.

“Я не яркий натуралист”, – говорит о себе Александр Сергеевич. Он пишет, отталкиваясь от натуры, преобразуя ее в собственное пространство и передавая особое состояние этого пространства с помощью цветовых отношений, например, за счет столкновения теплых и холодных тонов. У него есть интригующее произведение, в котором сведены вместе две музы – горячая и холодная. Сюжет тоже создается за счет взаимодействия цветов. Хотя “сюжет для меня на втором плане, – признается мастер. – На первом – живопись и состояние”.

Краски, форма, линия и цвет – его стихия, констатирует искусствовед Оксана Костко. Художник максимально использует возможности масляной живописи, которая наилучшим образом передает темперамент, настроение, позволяя получить и ласкающую глаз гладкую эмалевую поверхность, и скульптурный эффект, лепную фактуру, и все, что душе угодно. “Александр Сергеевич один заменяет целый оркестр”, – заключает искусствовед.

Кроме того, Новик обладает редким для художника умением рассказывать о своем творчестве, не теряется перед обескураживающим, но часто задаваемым вопросом: “А что вы имели в виду в этой работе?” – хотя, как большинство его коллег, считает, что полотно всегда говорит само за себя. Например, его любимый Врубель никогда не объяснял своих картин, предоставив делать это сторонним толкователям… История мирового искусства увлекала Новика разными явлениями, разными личностями, но только Врубель восхищает его по сей день. Так во всем: Новик изменчив и в то же время постоянен. “Я как-то сразу определился в своем понимании живописи, – объясняет он. – Если вы сравните мои работы конца восьмидесятых и современную живопись, то увидите, что они близки. Меняется колористика, но отношение к натуре, отношение к цвету остается прежним”.

Он любит недосказанность, предоставляя зрителю размышлять над увиденным: когда в картине все разъяснено, становится неинтересно. Прежде всего, наверное, самому художнику с его чутким восприятием многозначности цвета и формы. Свести их к единому знаменателю, к чему-то конкретному, значит обеднить и упростить. В идеале зритель должен стать сотворцом художника, проникая в произведение умом и чувством, чтобы найти свою разгадку авторского ребуса, точнее, целый ряд предполагаемых разгадок, основанных на аллюзиях и допущениях. А найдя, остаться в волнующем убеждении, что тайна творчества в принципе непостижима. Как едва ли досягаем идеал такого сотворчества... И если контрастным сочетанием цветовых пятен, огнями, горящими сквозь туманную пастель, грациозным изгибом линии художнику удалось остановить спешащего мимо “думца”, разбудив в нем желание узнать: “А что это такое?” – то стоит пойти на компромисс и дать подсказку. 165-6-2Короткое разъяснение, которое, подобно волшебному клубку, поведет за собой в страну красок и образов, где встречаются, причудливо переплетаясь, два мира – внутренний мир художника и внутренний мир зрителя.

На выставке представлены пейзажи, натюрморты, портретные композиции – сколько позволяют экспозиционные площади и подвесное оборудование, не способное выдержать веса больших рам. Александр Новик и Сергей Корепанов обещают, что сотрудничество Думы и Союза художников продолжится. На очереди выставка еще одного тюменского мастера – Юрия Юдина.

 


3690