«Помни, ты Человек, ты эрзя!»

Мы немало знаем о Сабантуе и Курбан-байраме, об оленьих скачках народов Севера, об удмуртском Гербере, о чувашском Акатуе… Так пусть в их ряду будет достойно звучать и эрзянский Раськень Озкс, считают представители мордовского народа (эрзя), живущие в многонациональной Тюмени и поведавшие относительно недавно об этом своем древнем национальном обрядовом празднике, возрожденном на их исторической родине в селе Чукалы Больше-Игнатовского района после 370 лет всевозможных запретов.

«Это очень красивый, наполненный глубоким смыслом обряд, – рассказывали участники поездки. – Это многовековая традиция, наполненная светом, доброжелательностью, несущая исключительно положительную энергетику. Ритуал моления начинается с призывного звука дорамо (рога, трубы).

От родовой свечи той местности, где проводится Озкс, зажигается огромная восковая свеча весом более полутора сотен килограммов и высотой до двух метров – Раськень Штатол (священная свеча). Кстати, воск для нее приобретается с добровольных пожертвований. Сам же огонь берут от костров, на которых варится молебная еда. После зажжения супер-свечи от имени всех собравшихся произносится молитва-обращение к Инешкипазу – Великому Создателю. И есть в той молитве такие слова: «Великий Создатель, Всевышний Солнцебог! Дай нам тихих теплых дождей, светлых солнечных дней, да уродятся хлеба, да вырастут-поднимутся дети, да плодовитыми будут наши женщины. Дай Земле мира (согласия), любви друг к другу. Пусть родником истекает Твое добро, пусть рекой течет всякая Твоя помощь, чтоб и над дверью входила, чтоб и под дверью проникала. Мы Тебе – Хлеб Почтения! Ты нам – здоровья! Боже, даруй нам благоденствие!».

Дело в том, что Всевышний Солнцебог, он же – Творец всего сущего является единственным богом эрзян. Так что вера этого народа монотеистична и полностью связана с природой, окружающей человека, она диктует ему такие нормы жизни, которые позволяют сохранять гармонию во всем. В это понятие вполне укладывается и верность тысячелетним нравственным принципам, передающимся из поколения в поколение. Одно из таких многовековых правил – приглашать на любое торжество, в том числе и на Раськень Озкс, своих предшественников, живших когда-то на этой земле. Невероятно, но это и есть та невидимая нить, связывающая прошлое и настоящее народа, не дающая забыть ушедших, а значит, историю свою и корни. И потому так волнующа молитва-обращение к предкам: «Придите к нам, смешайтесь с нами, намочите сухие губы ваши, наполните пустые желудки. Подсластите горькие рты. Чье имя вспомнится, чье запамятуется – не обижайтесь, не сердитесь. Все вы в наших сердцах, все вы в нашей крови. Мы от вас произошли, мы к вам вернемся. Придите, все придите! Пусть не будет со стороны глядящих, пусть не будет завидующих. Пусть идет-дойдет до всех!».

Итак, «целостность» народа восстановлена: и известные, и безымянные предки – рядом с ныне живущими своими потомками. В центр торжества подводят лошадь с сохой (согласно древнему мифу, лошадь – это подарок Инешкипаза Эрзе, первый его друг и помощник, священное животное и символ трудолюбия), от оглобли к свече протягивается трехцветная лента, связывающая земное с небесным. Затем по ходу солнца сохой очерчивается круг – символ бесконечности дороги и жизни, созданной Всевышним. После этого все собравшиеся, взявшись за руки, с песнями идут вереницей по ходу солнца, закручиваясь в упругую спираль. Церемониальное шествие плавно переходит в развлечения, состоящие из песен, танцев, игр, спортивных состязаний, в совместную трапезу, тоже несущую смысл единения. В старину, говорят, мероприятие продолжалось как минимум три дня. Приезжали не только семьями, целыми родовыми кланами, на своих повозках, с постелями и утварью, спали на телегах и под ними (или ставили шалаши), еду готовили сами – совместная общая трапеза была только в день моления. Спортивные и песенные состязания шли по нескольку дней. Здесь знакомились, завязывали отношения, заключали торговые и брачные сделки…

А смысл обряда сегодня, как и раньше, укладывается в следующую фразу: «Помни, ты Человек, ты эрзя!». Вот такой прекрасный призыв к добронравию. Именно этим качеством – «нравственностью, доходящей до удивления» – согласно отчету о действиях казанского губернского статистического комитета за 1867 год и отличался мордовский этнос, по сравнению с другими народами означенной губернии.


3693