Богата Россия талантливыми людьми! В этом в очередной раз убедилась, когда познакомилась с художником по металлу Сергеем Ивановичем Бабуровым из Успенки.
Корни рода Бабуровых тянутся из Беларуси. Но так уж распорядилась судьба, что родители оказались в Омутинке. Там и родился Сергей. К металлу его тянуло с детства. Лет в 13 серьезно «заболел» чеканкой. В то время как ровесники гоняли во дворе мяч, Сережа с утра до вечера увлеченно стучал молоточком по меди. Мальчишка прекрасно рисовал, лепил. Способностям сына не удивлялись, потому что художники в роду Бабуровых – нередкое явление. Самая ближайшая родственница Сергея – сестра Татьяна – скульптор.
После окончания школы паренек поступил в Нижнетагильское училище искусств. Тема его дипломной работы была посвящена творчеству В. Шукшина. По мотивам рассказов писателя Сергей изготовил плакету, за которую получил самый высокий балл. Но вот и закончена учеба.
Наступают трудовые будни. Сергей занимается ремонтом ювелирных изделий, осваивает резьбу по кости из бивней мамонта. Работа эта тонкая, требующая высокой квалификации. Стоит только сделать одно неверное движение, и ценнейший природный материл будет испорчен. Из-под резца художника выходят очень красивые, изящные вещи: шахматы, фигурки людей и животных, иконы в оригинальных рамках, различные композиции…
Вскоре Бабуров вынужден был покинуть Омутинку, поскольку возник вопрос с трудоустройством жены (по профессии она инженер). Семья переехала в Тюмень, Сергей Иванович устроился в Центр художественных ремесел. Его очень ценили на работе, но пришлось уволиться: надо было срочно обустраивать дом, купленный в Успенке. Впрочем, в то время это был лишь сруб, расположенный в живописном месте. Засучив рукава, мастер принялся за дело. И теперь трудно поверить, что всю эту красоту сотворил один человек. Дизайн дома продуман до мелочей. Завораживают оригинальные композиции, выполненные из, казалось бы, обыкновенного материала, но поданные с таким безупречным вкусом, что диву даешься, как все это можно было придумать.
Особое место в его доме отведено творческой мастерской, главным украшением которой стал мольберт. В комнате много света, на полках – рисунки, чертежи изделий – их он разрабатывает для будущих работ. Здесь рождается масса задумок.
А в производственной мастерской Сергей Иванович занимается ковкой, чеканкой, изготавливает замечательные вещи из латуни, меди и другого металла. К слову, построил мастерскую на средства, выделенные по программе самозанятости. Так уж получилось, что работы в Успенке талантливому человеку не нашлось, поэтому и обратился за помощью.
Помещение оборудовал муфельной печью, сварочным аппаратом, прессом… На все государственных денег не хватило, оборудование собирал по крохам. Что-то пригодилось из старых запасов, что-то отдали знакомые, что-то прикупил… Мастерская получилась добротная, просторная. Поражает чистота, царящая в ней. Такой уж Сергей Иванович человек – во всем любит порядок. И в доме у него красота, и в гараже, и во дворе… В глубине сада – замечательная беседка и оригинальный мангал, украшенные изгибистыми кованными линиями. Рядом декоративный, почти сказочный колодец, вносящий в ландшафт изюминку. Нельзя не обратить внимание и на декоративные заборчики с незатейливыми подсолнухами, композицию из чугунков и самоваров. Куда ни глянь – везде полет фантазии успенского мастера.
Кто занимается рисунком и живописью, знает, как трудно передать характер, внутренний мир человека даже посредством карандаша и красок. Что уж тут говорить о металле. У Сергея Ивановича работы живые, характерные. Чего только нет в его производственной мастерской – и оригинальные рамы под зеркала, и чеканка, и птицы, способные украсить любой сад. Изготавливает мастер и медальоны для памятников, ограды. Иногда берется за пластилин, гипс. К примеру, изготовил замечательное рельефное панно «Успенка». На нем изображена местная церковь, крестьянские избы, а в небе, среди облаков – дельтаплан (один из жителей старинного села увлекается этим видом спорта).
…Пообщалась с Сергеем Ивановичем – и словно живой воды напилась. От него исходит столько светлой энергии, что, кажется, и мир вокруг него тоже становится ярче. О своих работах может говорить долго. С удовольствием показывает готовые изделия, эскизы, делится планами. Демонстрирует материал, с которым предпочитает работать. Это и медные пластины, и необработанный малахит. Но больше всего впечатлили небольшие кусочки костей мамонта, – ими с художником поделились северные косторезы.
Сергей Иванович очень скромный, свои работы не афиширует. Может, поэтому я ни разу не видела его изделий на художественных выставках, да и в самой Успенке о нем знают не все. А жаль… Общение с этим талантливым художником обогатило бы и детей, и взрослых.