Летим на свет

От старинных лампад до современных ламп

На выставке “Слетались к лампе мотыльки” в музее “Дом Машарова” представлена целая галерея старинных осветительных приборов из фондов музейного комплекса и коллекции тюменского собирателя Николая Мелентьева: керосиновые лампы, фонари, подсвечники, светцы, подставки под керосиновые лампы, ершик для чистки стекла, бутыль для керосина и прочие интересные вещицы, которые употребляли наши предки, чтобы сделать жизнь светлее…

Временная выставка, как заведено в доме Машарова, дополняет основную экспозицию, а вместе с ней наши представления о быте тюменцев конца XIX – первых десятилетий XX века.

“Мы не ставили перед собой задачу проследить историю освещения, – уточняет заведующая музеем Ольга Берегова. – Просто хотели показать эту красоту”. Лампы ярких цветов и необычных фасонов, фигурные канделябры, письменный прибор с подсвечниками… Но главный специалист музея Ярослав Мальцев, которому выпало проводить экскурсию, начал с самых истоков, то есть с палеолитических костров и факелов, обмотанных просмоленной паклей.

Факелов на выставке, конечно, нет, а вот подставка для лучины – еще одного стариннейшего светильника – имеется. Недалеко от дома Машарова, в музее “Городская Дума”, представлен напольный светец с несколькими “рожками” – этакий торшер мог освещать не только горницу царя Гороха в его же времена, но и комнату зажиточного тюменца в конце позапрошлого века. Дом Машарова демонстрирует бюджетный вариант: металлический штырь с держателем для щепы. Штырь можно воткнуть в любую деревянную поверхность: в сидение лавки, в стену, хоть в потолок – чтобы лучина, зажатая в лапках держателя, глядела вниз, освещая возможно большее пространство. А чтобы уберечься от пожара, под светец ставили лохань с водой.

Практически до наших дней дожил и еще один светильник, родившийся в незапамятные времена, – лампада, или в просторечии коптилка. Свечи, как принято считать, появились около 400 года до нашей эры, и целую тысячу лет потом их производили по одному рецепту, а именно: многократно обмакивая фитиль в растопленное сало. Только в XV веке вместо сала додумались использовать воск. Тогда же Леонардо да Винчи усовершенствовал лампаду: он поставил над фитилем жестяную трубу для увеличения тяги и, соответственно, яркости пламени, создав прообраз керосиновой лампы. Хотя есть сведения, что некий араб на шестьсот лет раньше соорудил лампу нефтяную…

163-4-3Следующий технологический рывок случился лишь через четыре столетия, когда жестяную трубу заменили стеклянной, а круглый фитиль, использовавшийся до тех пор, – плоским. Развитие химии открыло массу возможностей. Из нефти научились добывать парафин, расщепление кислот дало стеарин. Смешивая эти два вещества, можно делать качественные свечи разных цветов. Были еще свечи спермацетовые – из воскоподобного вещества, содержащегося в голове кашалота. К счастью для кашалотов, производство парафиново-стеариновых свечей оказалось дешевле и эффективнее.

Наконец в середине XIX века был получен керосин и почти сразу же сконструирована керосиновая лампа. Идея, что называется, носилась в воздухе, и ее подхватили по обе стороны океана. В осветительной революции на разных этапах приняли участие австрийцы, французы, американцы, наши соотечественники и еще множество людей из разных стран. Чаще всего изобретателями керосиновой лампы называют жителей Львова Игнатия Лукасевича, Яна Зеха и Адама Братковского.

В России быстро наладили собственное производство нового товара, однако в Тюмень завозили лампы и из-за границы. В витрине – керосиновые лампы конца XIX века из мастерских Хуго Шнайдера, Отто Миллера… Последняя интересна наличием отражателя, который использовался для рассеивания света. Каких только форм и видов не рождала изворотливая фантазия: вот лампа в виде самовара, вот напольная лампа – на подставке художественного литья. Были лампы с украшениями из хрусталя и золота и даже с золотой емкостью для керосина. Были симпатичные изящные лампы-ночники. Торговцы предлагали “горелки всех систем, лампы и принадлежности к ним…” Например, фигурные подставки для керосиновых ламп из чугуна, меди, бронзы, прозрачного и цветного стекла.

Керосин “высшего качества и посуду для керосина вместимостью от 2 до 25 пудов” можно было купить в торговом доме Алексея Шитова и в бакалейных лавках, каковых в Тюмени насчитывалось не меньше 14 штук. Известно, что керосиновыми лампами торговали магазины Брюхановой и Деева. Как выглядела лампа в интерьере, видно на уникальных фотографиях, запечатлевших внутреннее убранство “водяного дворца Бельского”, который некогда имел славу самого большого и роскошного дома в городе. Странное название, по версии сотрудника фондов Льва Боярского, связано с тем, что Бельский был инженером водных путей сообщения и, возможно, провел в свой дом водопровод. Дворец в конце XIX века сгорел, но это уже другая история…

Датой прихода в Россию электрического освещения можно считать 1886 год, когда в Петербурге заработала первая гидроэлектростанция, хотя опыты по превращению электротока в свет проводились и раньше. До Тюмени прогресс добирался три десятка лет. Только в 1907 году местные власти всерьез задумались над вопросом электрического освещения. Казенных денег для его решения не нашлось, и постройку электростанции отдали в концессию, в которую наряду с тюменскими коммерсантами вступили иностранцы. Один из них по фамилии Поль и предложил проект электростанции, которую возвели в 1909 году на улице Войновской (современной Кирова), возле синагоги. Первой улицей, освещенной электрическими фонарями, стала улица Голицынская (ныне Первомайская). Производство электричества оказалось делом прибыльным, и в 1916 году городская управа выкупила предприятие у членов концессии. Эпоха всемирного господства керосиновых ламп подходила к концу, но там, где керосин был доступнее электрической розетки, эти осветительные приборы встречались вплоть до недавнего времени.

Помимо керосиновых ламп для дома существовали и лампы особого назначения – фонари фотолабораторные и медицинские, морские и железнодорожные,163-4-2 военные, полицейские и другие переносные, такие, как всем известная “летучая мышь”. В середине XX века вовсю использовались не только керосиновые, но и свечные переносные фонари. Самые поздние интерьерные лампы в экспозиции датируются 1920-30 годами. Формой они напоминают современные плафоны. Это уже продукт серийный, но и в нем проскальзывает старорежимная тяга к украшательству – цветочки, завитки, декоративные листья...

Уютный огонек в окне влечет не только мотыльков. Всех, кому хочется тепла и света, ждут на выставке “Слетались к лампе мотыльки” до конца ноября.


3658