От старинных лампад до современных ламп
На выставке “Слетались к лампе мотыльки” в музее “Дом Машарова” представлена целая галерея старинных осветительных приборов из фондов музейного комплекса и коллекции тюменского собирателя Николая Мелентьева: керосиновые лампы, фонари, подсвечники, светцы, подставки под керосиновые лампы, ершик для чистки стекла, бутыль для керосина и прочие интересные вещицы, которые употребляли наши предки, чтобы сделать жизнь светлее…
Временная выставка, как заведено в доме Машарова, дополняет основную экспозицию, а вместе с ней наши представления о быте тюменцев конца XIX – первых десятилетий XX века.
“Мы не ставили перед собой задачу проследить историю освещения, – уточняет заведующая музеем Ольга Берегова. – Просто хотели показать эту красоту”. Лампы ярких цветов и необычных фасонов, фигурные канделябры, письменный прибор с подсвечниками… Но главный специалист музея Ярослав Мальцев, которому выпало проводить экскурсию, начал с самых истоков, то есть с палеолитических костров и факелов, обмотанных просмоленной паклей.
Факелов на выставке, конечно, нет, а вот подставка для лучины – еще одного стариннейшего светильника – имеется. Недалеко от дома Машарова, в музее “Городская Дума”, представлен напольный светец с несколькими “рожками” – этакий торшер мог освещать не только горницу царя Гороха в его же времена, но и комнату зажиточного тюменца в конце позапрошлого века. Дом Машарова демонстрирует бюджетный вариант: металлический штырь с держателем для щепы. Штырь можно воткнуть в любую деревянную поверхность: в сидение лавки, в стену, хоть в потолок – чтобы лучина, зажатая в лапках держателя, глядела вниз, освещая возможно большее пространство. А чтобы уберечься от пожара, под светец ставили лохань с водой.
Практически до наших дней дожил и еще один светильник, родившийся в незапамятные времена, – лампада, или в просторечии коптилка. Свечи, как принято считать, появились около 400 года до нашей эры, и целую тысячу лет потом их производили по одному рецепту, а именно: многократно обмакивая фитиль в растопленное сало. Только в XV веке вместо сала додумались использовать воск. Тогда же Леонардо да Винчи усовершенствовал лампаду: он поставил над фитилем жестяную трубу для увеличения тяги и, соответственно, яркости пламени, создав прообраз керосиновой лампы. Хотя есть сведения, что некий араб на шестьсот лет раньше соорудил лампу нефтяную…
Следующий технологический рывок случился лишь через четыре столетия, когда жестяную трубу заменили стеклянной, а круглый фитиль, использовавшийся до тех пор, – плоским. Развитие химии открыло массу возможностей. Из нефти научились добывать парафин, расщепление кислот дало стеарин. Смешивая эти два вещества, можно делать качественные свечи разных цветов. Были еще свечи спермацетовые – из воскоподобного вещества, содержащегося в голове кашалота. К счастью для кашалотов, производство парафиново-стеариновых свечей оказалось дешевле и эффективнее.
Наконец в середине XIX века был получен керосин и почти сразу же сконструирована керосиновая лампа. Идея, что называется, носилась в воздухе, и ее подхватили по обе стороны океана. В осветительной революции на разных этапах приняли участие австрийцы, французы, американцы, наши соотечественники и еще множество людей из разных стран. Чаще всего изобретателями керосиновой лампы называют жителей Львова Игнатия Лукасевича, Яна Зеха и Адама Братковского.
В России быстро наладили собственное производство нового товара, однако в Тюмень завозили лампы и из-за границы. В витрине – керосиновые лампы конца XIX века из мастерских Хуго Шнайдера, Отто Миллера… Последняя интересна наличием отражателя, который использовался для рассеивания света. Каких только форм и видов не рождала изворотливая фантазия: вот лампа в виде самовара, вот напольная лампа – на подставке художественного литья. Были лампы с украшениями из хрусталя и золота и даже с золотой емкостью для керосина. Были симпатичные изящные лампы-ночники. Торговцы предлагали “горелки всех систем, лампы и принадлежности к ним…” Например, фигурные подставки для керосиновых ламп из чугуна, меди, бронзы, прозрачного и цветного стекла.
Керосин “высшего качества и посуду для керосина вместимостью от 2 до 25 пудов” можно было купить в торговом доме Алексея Шитова и в бакалейных лавках, каковых в Тюмени насчитывалось не меньше 14 штук. Известно, что керосиновыми лампами торговали магазины Брюхановой и Деева. Как выглядела лампа в интерьере, видно на уникальных фотографиях, запечатлевших внутреннее убранство “водяного дворца Бельского”, который некогда имел славу самого большого и роскошного дома в городе. Странное название, по версии сотрудника фондов Льва Боярского, связано с тем, что Бельский был инженером водных путей сообщения и, возможно, провел в свой дом водопровод. Дворец в конце XIX века сгорел, но это уже другая история…
Датой прихода в Россию электрического освещения можно считать 1886 год, когда в Петербурге заработала первая гидроэлектростанция, хотя опыты по превращению электротока в свет проводились и раньше. До Тюмени прогресс добирался три десятка лет. Только в 1907 году местные власти всерьез задумались над вопросом электрического освещения. Казенных денег для его решения не нашлось, и постройку электростанции отдали в концессию, в которую наряду с тюменскими коммерсантами вступили иностранцы. Один из них по фамилии Поль и предложил проект электростанции, которую возвели в 1909 году на улице Войновской (современной Кирова), возле синагоги. Первой улицей, освещенной электрическими фонарями, стала улица Голицынская (ныне Первомайская). Производство электричества оказалось делом прибыльным, и в 1916 году городская управа выкупила предприятие у членов концессии. Эпоха всемирного господства керосиновых ламп подходила к концу, но там, где керосин был доступнее электрической розетки, эти осветительные приборы встречались вплоть до недавнего времени.
Помимо керосиновых ламп для дома существовали и лампы особого назначения – фонари фотолабораторные и медицинские, морские и железнодорожные, военные, полицейские и другие переносные, такие, как всем известная “летучая мышь”. В середине XX века вовсю использовались не только керосиновые, но и свечные переносные фонари. Самые поздние интерьерные лампы в экспозиции датируются 1920-30 годами. Формой они напоминают современные плафоны. Это уже продукт серийный, но и в нем проскальзывает старорежимная тяга к украшательству – цветочки, завитки, декоративные листья...
Уютный огонек в окне влечет не только мотыльков. Всех, кому хочется тепла и света, ждут на выставке “Слетались к лампе мотыльки” до конца ноября.