Завершение последнего летнего месяца, а именно 29 августа, на Руси, согласно древней национальной традиции, проходило под знаком Спожинок – праздника урожая, когда чествовали богов своих славянских, связанных с плодородием Земли, – Макошь и Велеса, а также Перуна, Даждьбога и Ладу, Рода и Рожаниц. Богов и богинь, коим посвящён праздник, особо надлежало восславить «прогуживаниями и колославами»…
Во время славления Велеса и Сварога, к примеру, следовало держать над головой горшок (или иной сосуд, по возможности – глиняный) с просом (пшённой крупой). На пиру нередко звучала песня «Будет, будет нам ребята чужо пиво пити!», смысл слов которой заключался в том, что у самих урожай богатый – хватит своего пития и сытной еды на весь предстоящий год. В обрядовую страву (меню) входят каша, мёд, яблоки, пиво и пироги, поскольку Спожинки (как и прочие осенние праздники урожая, да и не только они) сопровождались братчиной – совместным пиршеством, устраиваемым в складчину. Спожинки («оспожинки», «госпожинки», «дожинки», «госпожин день») – обычай древний. «Сценарий» празднества выглядел так.
При завершающей жатве на поле оставляют часть колосьев несрезанными – их связывают лентой, завивая их Велесу (в «народном православии» – Власию) «на бородку». И тщательно выпалывают траву вокруг, а внутрь кладут требу – хлеб да соль. В некоторых областях Руси сноп завивался не Велесу, а Перуну. Эти колосья, судя по всему, – треба божеству. Последний сноп, «пожинальник», жнут молча – по поверьям, в него переселяется дух поля. После его одевают в праздничную женскую одежду и на время пира ставят на стол, затем хранят в течение всего года.
После завершения жатвы женщины (а жатва была традиционно жен-ской работой) катаются по полю и произносят ритуальные слова:
Нива, нива, отдай мою силу.
Я тебя жала, силу теряла,
Нива, нива, отдай мою силу
На пест, на колотило,
На молотило да криво веретено.
Этот славянский обряд благодарения Бога за дарованный урожай с подниманием над головой горшка с просом описан в X веке арабским путешественником ибн-Руста. Возможно, он относится и к Сварогу. Не зря еще два августовских дня в русском народном календаре имеют пометки: Даждьбог и Велес. Взаимосвязь прямая: являясь сыном бога огня Сварога, отца солнца, Даждьбог и есть само Солнце (по-древнерусски – Солнце-царь). А без него, источника тепла и света, не было бы и самих даров природы. Это божество в восточнославянской мифологии входило в состав так называемого Владимирова пантеона. Летописные упоминания о Даждьбоге дают основание считать его родоначальником или покровителем древнерусского этноса. Дословно Даждьбог трактуется как «дающий богатство». Причем мифологизированная фигура подателя-распределителя благ существует не только в славянских, но и в индоевропейских текстах – везде к нему обращаются с просьбой: дай долю (богатство). Интересно, что иранское Baga и древнеиндийское Bhaga означают одно и то же – имя божества персонифицированного богатства, доли.
Что касается Велеса (Волоса), то согласно древнерусским источникам это «скотий бог», покровитель домашних животных и опять же – бог богатства. Не зря в договорах с греками Велес соотносился обычно с золотом. В Киеве идол божества стоял, по-видимому, на Подоле (в нижней части города). В христианскую пору появился христианский покровитель скота Власий. Ну а следы древнего культа Велеса (под видом почитания Власия) сохранились по всему русскому Северу, где были известны и каменные идолы, и легенда о святилище Велеса.
После празднования Спожинок начинались осенние хороводы и игрища. Например, маковочка – хороводная песнь-игра. Кстати, проводится она дважды в году – на весеннем празднике, чтобы богато было и хлеба, и мака, и всего-всего на только что засеянных полях, и на торжестве осеннем, когда все, о чём игра поет, уже благополучно сделано. И дай боги, и в будущее лето так. Участники игры избирали самую красивую девицу, хоровод ходил вокруг нее, повторяя песню:
Как на горе мак,
При долине так!
Ой, мак-маковочка,
Золотая головочка!
Стой, постой, как
На горке мак!
И спрашивали в конце каждого круга:
– Бабка, бабка, поспел мак?
А она отвечала:
– Поехали пахать!
(Или: “Поехали боронить”, “Поехали сеять”, “Поехали полоть”, “Поехали собирать”, “Привезли”, “Отряхать надо”.)
– Ну так давайте отряхать!
И “отряхали”, то есть подбрасывали девицу как можно выше, чтоб и доля такая же выросла…