«Такое редко где встретишь, потому что мало где есть»

На ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» случился первый юбилей

Под занавес недели на ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» отметили пятилетний юбилей собственного завода по производству материалов. Это на сегодняшний день единственное в России предприятие, способное выпускать «свинец рафинированный марки С0». То есть самый чистый свинец.

По меркам Восточной Европы, это среднее предприятие, выдающее «на-гора» свинец такого класса. В рейтинге металлургических предприятий России завод занимает 57-е место (в стране 490 предприятий, это и цветная металлургия, и черная, все вместе), а по производству свинца – 2-е место.

«Но я начинаю сомневаться: наверное, уже 1-е место – и не потому, что мы начали производить больше, просто наши конкуренты стали производить меньше. Иногда много меньше», – пояснил генеральный директор ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» Александр Кореляков.

По итогам работы за 2010 год ЗАО «Завод по производству материалов» отмечен Министерством экономического развития РФ, а его генеральный директор Алексей Худяков награжден знаком «Звезда экономики». Поздравить коллектив завода с первым в жизни юбилеем съехались коллеги и партнеры, промышленный генералитет города.

Александр Кореляков, припоминая историю создания завода, вспомнил, как в 1986 году ему не понравились «две печурки», которые дымили на территории, и принял решение вынести их куда подальше. Площадку нашли в районе западных Тарман, городская власть отвела землю (за один день!). И тут появился материал в «Тюменской правде», где говорилось, что это не совсем подходящее для такого производства место, и вообще надо не только переносить «печурки», но и модернизировать технологию, поставив во главу угла экологию. Начавшаяся стройка была приостановлена. Окончательную точку поставили «местные партизаны», которые быстро растащили всё, что успели построить.

В 1988 году завод попросил другое место около проектируемой городской свалки на9-м километре Велижанского тракта. «Взял городского землемера, поставили колышки, промокли (дело было в апреле), – вспоминал Кореляков. – На следующий день нанял местных мужиков, чтобы те вырубили чахлые деревья. Дал двести рублей наличными. Мужики обрадовались, особенно когда узнали, что дрова можно оставить себе. И, надо отдать им должное, к маю всё вырубили и вывезли». Словом, государственная потребность упала на благодатную почву частной заинтересованности.

Налаживающееся производство пришлось очень кстати, поскольку вскоре начала рушиться страна, а с ней и плановая экономика, заводы-поставщики сырья остались на Украине и в Казахстане (и лишь немного в России). «Наш завод был на грани остановки. Те, кто не обзавелся собственным производством свинца, до сих пор кувыркаются», – развивал начатую шефом тему заместитель генерального директора Александр Разенков.

На первом этапе это был сбор старых аккумуляторов и отправка их на Украину и в Казахстан. Потом из-за высоких транспортных расходов стало невыгодно возить «мусор», и на заводе появилось производство по разделке аккумуляторов. И сразу приступили, по словам Александра Корелякова, «к строительству «печурок», которые неудачно скопировали». «Металлурги мы были тогда никакие, поэтому сделали плохо. Потом жизнь нас заставила всё это дело развивать и улучшать», – подытожил Кореляков.

«Так это было?!» – обратившись к своим работникам, которые сидели за двумя длинными столами вперемежку с гостями, спросил через микрофон генеральный директор нового завода Алексей Худяков. «Именно так!» – отвечали те.

«Тут много молодых, которые могут этого не знать», – пояснил Худяков. Он то и дело обращался к коллективу.

Сам Худяков, который к тому времени построил завод керамических материалов «Запсибгазпрома», получил новую должность при следующих обстоятельствах: «Александр Васильевич (Кореляков) спросил: «Пойдешь ко мне на новый завод?» – «Какой я металлург, дай подумать хотя бы сутки». – «Никаких суток. Завтра объявляю приказ. Металлурга я тебе дам, мне нужен организатор». С тех пор работаю. Завод растет, как дитя, каждый день что-то новое».

Генеральный директор углубился в технологии, за которыми стоят конкретные люди. Он благодарил своих рабочих и специалистов, отмечая вклад каждого: «Трушников Александр Христофорович сегодня и газовик, и электрик, на нем техника безопасности, система обучения – всё в одном лице, уникальный человек….».

Честно сказать, не припомню, чтобы вот так, пространно, да ещё перед генералитетом города, благодарили специалистов и рабочих, обычно люди получают грамоты (а с ними и премии) и долю аплодисментов.

«Да, это вновь, – согласился сосед слева, маститый конструктор Виктор Лобанов (в своё время был главным конструктором Тюменского моторного завода, сейчас генеральный директор ООО «Тюменское конструкторское бюро машиностроения»). – Благодарят в лучшем случае идеологов, так уж повелось».

Здесь, понятно, тоже есть идеолог – Василий Алексеевич Кокорин. Собственно, с его приходом (приглашен Александром Кореляковым из Казахстана, вместе с ним в Тюмень приехала целая группа первоклассных специалистов) и началась новая эра в металлургическом производстве.

«На Василия Алексеевича Кокорина мы буквально молимся, – говорил в микрофон Алексей Худяков. – Он уникальный специалист. Каждая операция обдумана им «от и до»: если надо, сам надевает робу и показывает, как делать. Учитесь, вникайте! Спасибо ему!».

«Идеи Василия Алексеевича Кокорина, – продолжал генеральный директор, – доводит до конкретных разработок другой уникальный специалист – начальник конструкторского отдела аккумуляторного завода Виктор Геннадьевич Стерхов. Прежде всего благодаря этим двум людям мы вышли на тот уровень, который сегодня имеем!».

Дело в том, что техническое перевооружение нового завода осуществляется на основании технологий и оборудования, разработанных специалистами аккумуляторного завода (порядка девяноста процентов) и Проектно-конструкторского бюро металлургической теплотехники и энерготехнологии цветной металлургии (Екатеринбург).

«Пылегазоулавливающее оборудование – высокого класса. Матерчатые рукавные фильтры, как на пылесосе, потом это дело собирается и вновь идет на переработку», – пояснил мне Василий Кокорин.

Встреча уже напоминала светский раут, где каждый решал свои задачи. Звучала живая музыка, кружились пары, а в перерывах желающие брали плавающий по залу микрофон.

«Сейчас модно искать национальную идею. Дайте интересную работу и платите, чтобы можно было жить достойно и достойно содержать семью – вот и вся идея! – говорил генеральный директор СП ЗАО «Росавит» Виктор Абрамов. – Вы молитесь на аккумуляторный завод, а мы молимся на вас, поскольку, помимо свинца, завод делает для нас пластик».

Один из старейших директоров города, исполнительный директор ОАО «Сибнефтеавтоматика» Генрих Абрамов призывал заводчан не только молиться на аккумуляторный завод, но и искать заказы на стороне. Заказы, как известно, лишними не бывают.

«Путин говорил, что за десять лет ВВП нужно удвоить. Мы не только удвоили, а увосьмерили, даже удесятерили. И произошло это благодаря прозорливости Корелякова. Мы же видим, что в других местах делается: всё распродали и растащили, а мы живем! И хотим, чтобы дети наши жили!» – говорил бригадир ремонтной бригады Анатолий Куприн. Поддержанный одобрительным гулом и аплодисментами зала, Куприн был обуян идеей «присвоить заводу имя Александра Корелякова». «Это лишнее», – отвечал Кореляков.

Предложение, скажем так, необычное.

«Обычно жизнью у нас довольны банкиры, нефтяники и газовики. Среди машиностроителей подобное редко где встретишь, – заметил председатель совета директоров ООО «МИМ» Геннадий Торопов. – Потому что это мало где есть».


3501