В прошлую субботу, в День финно-угорской культуры в Тюмени, своё искусство в декоративно-прикладном творчестве, в приготовлении блюд национальных кухонь, в песенно-танцевальном жанре показали живущие в нашем крае марийцы, удмурты, ханты.
Известно, что культура финно-угорского мира чрезвычайно интересна и разнообразна, она уходит корнями в глубины веков, вбирая в себя богатый опыт предшествующих поколений. Сама же этническая общность весьма обширна географически и объединяет в одну большую языковую группу венгров, ливов, вепсов, ижорцев, карелов, коми-пермяков, коми-зырян, марийцев, мордву, удмуртов, народ эрзя, мокшу, саамов, финнов, эстонцев и, конечно, этносы Тюменского Севера – манси, ханты, селькупов, ненцев.
Председатель областной общественной организации «Центр культуры и творчества финно-угорских народов» Любовь Собянина говорила о важности таких событий в жизни этих небольших диаспор: «Наши народы живут любовью к каждой хвоинке, дождинке, любовью к людям и природе. Это своеобразие можно почувствовать, увидеть и услышать в каждом виде творчества: в песне, танце, в орнаменте того или иного традиционного изделия, в национальной кухне… А по большому счёту благополучие и этническое развитие народа всегда зависели и зависят от разумной, целенаправленной политики государства – от тактики невмешательства до попыток интегрировать нас в общегосударственную систему». Важно, отметила Л. Собянина, сохранить духовные ценности наших этнических групп. Изучая и используя это духовное богатство, вполне реально уберечь хрупкое наследие от негативного влияния современных процессов.
В качестве примера классического «переделывания» традиционной культуры можно вспомнить четырехсотлетнюю историю взаимодействия обских угров с представителями других этносов, связанную поначалу с колониальной политикой царского правительства по отношению к инородцам (XVI век), затем с христианизацией (XVII-XIX века), атеистической кампанией XX века и, наконец, с освоением нефтяных и газовых месторождений. Люди не по своей воле оказались в новых социально-политических и экономических условиях, когда произошла частичная трансформация многих сфер их традиционной культуры: почти полностью исчезли керамическое производство, традиционное ткачество и кузнечное дело, а основным занятием стала добыча пушного зверя – то, что специалисты называют искусственной (вынужденной) специализацией.
Отдельный разговор об уроне, нанесенном их духовной культуре и мировоззрению в процессе христианизации и последующего воинствующего атеизма. Исследователи однако считают, что традицию финно-угорских верований полностью разрушить не удалось, ибо имеет место быть очень стройная религиозная система, органично и естественно объединяющая все сущее в единый живой мир. Это даже не столько религия, сколько образ жизни, где поведение человека составляет сложный порядок ритуалов, сопровождающих его от рождения и до самой смерти. Кроме того, сами религиозные представления финно-угров об историческом происхождении этноса обеспечивают жизненно важное (единственное в своем роде) определение того, кем они являются. Так что подмена здесь невозможна по определению. В противном случае самоидентификация получила бы смертельный удар. От нападок на традиционную религиозную систему в данном случае страдает статусная роль взрослого мужчины, так как теряется смысл всего и вся, происходит подрыв основополагающих представлений. А без них ослабляется индивидуальная и коллективная выживаемость – по сути, происходит моральное разложение этноса.
Тем не менее дальнейшая судьба финно-угорских народов в регионе во многом зависит от продуманности, если хотите, научности этнокультурной политики. Кстати, повод для оптимизма все-таки есть: создаются этноприродные парки, строятся дворцы национального творчества, этнографические музеи, открываются малокомплектные национальные школы, разработан ряд целевых программ… По словам кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника лаборатории антропологии и этнографии Института проблем освоения Севера Нины Лискевич, автора работы «О некоторых итогах исследования этнографии коми юга Западной Сибири», основные центры компактного расселения этого народа у нас в области – в Ялуторовском и Ярковском районах. Этническое самосознание, самобытность и основные элементы традиционной культуры лучше всего сохраняются и воспроизводятся в селе Старо-Александровка. Удивительно, отмечает исследовательница, но там до сих пор стоят великолепные дома с крепкими столетними бревенчатыми стенами, есть старинные печи с полатями, сохранилась сама обстановка, которая была характерна для начала XX века. И люди там живут талантливые, гостеприимные.
Цивилизационный процесс не может считаться таковым без адаптированной для этих народов системы образования, учитывающей особенности их психологии, национальных традиций, мировоззрения, языка.
Интересна, кстати, пространственно-временная составляющая финно-угорского мира: место угров (их расселение от Дуная до Оби, а то и до Байкала), толща тысячелетий (история этносов, оказывается, уходит корнями чуть ли не в ледниковый период) и некоторые языковые особенности (ученые, в частности, установили: в речи угров содержатся выражения, схожие по смыслу-звучанию с германскими и кавказскими языками). Есть также предположение, что этнос мигрировал с Запада на Восток, а не наоборот, как принято считать.
Что касается героической эпохи, то она у финно-угров, возможно, совпадает с эпохой викингов в Северной Европе, но по временному охвату несколько шире – VI-XII века. Согласно исследованиям, этнос нередко демонстрировал военную силу и оказывал сопротивление колонизации. Например, прогнал тех же викингов, не пустив их за Урал. Как гласит легенда, однажды в верховьях Сосьвы некие пришлые гребцы на ладьях попросили еды у стоявших на высоком берегу местных воинов. А те в ответ сбросили им объедки, намекая на нежелательность вторжения чужаков на их земли. С тех пор название того места звучит так: «Скала, с которой была сброшена голова лосенка» («Нуппклайм керас»). Таким образом, они противостояли самым агрессивным пришельцам во все времена, а покорились их напору только в эпоху огнестрельного оружия.
Очень важно сегодня не упустить время, удержать утончающуюся ниточку связи поколений. О том, что народный дух жив, пели в этот день сладкоголосая марийка Марина Саитова, талантливая исполнительница удмуртских фольклорных песен-баллад Ольга Капитонова, хантыйская певица Лидия Егорова…
Дом, домашний очаг – это твоя семья и твоя история, это для всех народов священные понятия, ибо здесь можно найти стол, кров, тепло и защиту. А стол с яствами непременно освящается специальными ритуальными действиями. Пища, как известно, категория сакральная, к её добыче и приёму отношение соответствующее, требующее соблюдения норм и правил. Благословляли священный акт дегустации блюд национальных кухонь на сей раз при помощи свечки и заговоров, отчего угощения казались особенно вкусными. Кстати, мудрая народная культура, дошедшая до нас из глубины веков, актуальна и поучительна для урбанизированного «остального» большинства, питающегося бутербродами и прочими «фаст-фудами». Отгоним от нашего стола этих злых духов! Прислушаемся к древней финно-угорской традиции!