Главная стратегическая задача любого музея – сохранять для современников и потомков подлинники, представляющие историческую, художественную или иную ценность. Школьный музей предназначен для широкого использования его экспонатов в учебно-воспитательном процессе. Поэтому главными способами исследований должны стать экскурсии и прогулки по родному краю, работа в библиотеках и архивных учреждениях, опросы населения, анкетирования, переписка с земляками, встречи с интересными людьми, просмотр телепередач и прослушивания радиопрограмм.
Музей Велижанской школы был открыт в 1995 году в канун 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Основой его стала экспозиция «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд», в которую вошли материалы, собранные учащимися школы.
В 1985-1994 гг. эти экспонаты находились в Ленинской комнате, где руками учащихся были оформлены стенды и витрины. Руководство сбором материалов осуществляли тогда комитет комсомола школы и совет Ленинской комнаты. Здесь проводились экскурсии для школьников и встречи с ветеранами. В состав экспозиции вошли альбомы с фотографиями, личные вещи и награды ветеранов, тружеников сельского хозяйства, педагогических работников, материалы периодической печати, воспоминания очевидцев. Инициатором создания музея была Тамара Маркеловна Яковлева, директор школы с 1985 по 2003 гг., художником-оформителем – Светлана Григорьевна Фадеева, учитель ИЗО и технологии, первым руководителем музея (и нынешним) – Елена Борисовна Алимпиева, учитель истории и обществознания. Сейчас в фондах имеются профильные разработки уроков и внеклассных мероприятий, подготовленные учителями истории.
Вторая постоянная экспозиция музея «Следы прошлого» посвящена истории нашего края. Она вызывает большой интерес у детей. Здесь представлены предметы быта, археологические находки, кости и фрагменты бивня мамонта, денежные знаки, книги и учебники прошлых лет. В 2000-2001 учебном году руководитель музея Е.Б. Алимпиева разработала образовательную программу кружка «КЛИО» («Клуб любителей истории отечества») с целью патриотического воспитания учащихся. Члены кружка составили экскурсии для учащихся начальных классов: «Ах, война, что ты сделала, подлая…», «Из бабушкиного сундука», «Школьные годы, чудесные». В 2008- 2009 учебном году ученицей 3 класса Вероникой Кудиной (руководитель И.В. Велижанина) разработана экскурсия по селу Велижаны «Исторические места моей малой родины». Школьница приняла участие в районном и областном «креатив-фестивале».
В 2006-2008 годах детская организация «Радуга», которая объединяет учащихся 2-7 классов, работала по программе «Матушка-Русь! Я тобою горжусь!» Цель ее – знакомство с народными традициями и духовными ценностями русского народа. Дети принимали участие в подготовке и проведении праздников «Святки», «Масленица», «В гости к самовару», «Русская береза – символ Родины моей», «Пасхальный благовест». Традиции народов, проживающих на территории нашего края, изучаются и сегодня. Так, в марте 2011 года в школе проведен фестиваль национальных культур, где приняли участие все классные коллективы школы, которые представили культуру разных народов России. А в старших классах подростки продолжают изучать народные традиции, готовят исследовательские проекты.
Третья экспозиция музея посвящена истории школы. Основой ее стали фотографии, сделанные членами фотокружка и учителями. На снимках запечатлены сцены из школьной жизни разных лет. Здесь хранятся документы комсомольской и пионерской организаций, материалы, рассказывающие о деятельности производственной бригады школы, которые еще ждут своих исследователей.
Кроме того, в музее можно побывать на выставке, посвященной Году учителя. А ко дню открытия Года молодежи (2009) была подготовлена выставка музейных экспонатов, иллюстрирующая жизнь комсомольцев 70-80-х годов XX века. К 80-летнему юбилею ВЛКСМ организована встреча школьников с комсомольцами-выпускниками школы. Музей поддерживает от-ношения с ними. Например, земляк Н. Смирнов – писатель, журналист – передал в музей свои книги, материалы периодической печати, портрет, рукописи. Неоднократно проводились встречи писателя с учениками и преподавателями. По его произведениям в 2007 году ученицей 10 класса Анастасией Ярковой написана работа «Природа в творчестве Н.П. Смирнова». Ежегодно к вечеру встречи выпускников готовится выставка фотографий, рисунков, творческих работ учащихся школы.
Продолжая патриотическую тему, хочется сказать, что с 2000 года в школе работает краеведческий отряд «Поиск». Ребятишки занимаются оформлением экспозиций, альбомов с фотографиями, сбором воспоминаний ветеранов войны и труда, старожилов, готовят материалы для проектной деятельности, участвуют в экспедициях по заброшенным деревням. Павел Дементьев в результате исследовательской работы написал статью, посвященную такой деревне – «Глубоковские хутора», которая была опубликована в сборнике «Тавдинские чтения», посвященном 85-летию Нижнетавдинского района. В ходе поисковой работы написаны исследования «Великая Отечественная война в судьбах наших земляков» (Валерий Алимпиев, ученик 9 класса) и «Жизнь и судьба нашего земляка, ветерана войны Вятчинина П.Г.» (Анастасия Игнатова, ученица 10 класса). А ученица 9 класса Надежда Стебелькова в 2010 году подготовила исследовательский проект о Н.Е. Кузьмине, бывшем председателе колхоза «Красное Знамя». Проекты были представлены на районной конференции «Шаг в будущее» и областной научно-практической конференции «Мы живем в Сибири».
Помимо этого, действуют отряд волонтеров «Пламя» и специализированный факультативный класс «Тайфун». Подростки ухаживают за могилами и мемориалами, проводят митинги, возлагают цветы и гирлянды к памятникам воинам-землякам в селах Велижаны и Иска. В 2007 году в районном смотре-конкурсе школьных музеев заняли третье место. Для некоторых ребят, активно участвовавших в музейных проектах, эта деятельность оказалась профориентационной.
В 2004 и 2007 годах на базе школы были проведены районные семинары заместителей директоров по учебной и воспитательной работе. Темы: «Организация краеведческой работы как средство патриотического и гражданского воспитания подростков» и «Национально-региональный компонент учебного плана как средство патриотического и нравственного воспитания». Педагогический коллектив охотно делится опытом организации краеведческой работы и патриотического воспитания. Учителя часто выступают на заседаниях школьного методического объединения, районного методического объединения, МО классных руководителей, публикуют свои материалы в сборниках ТОГИРРО и других изданиях. С 2008 года на базе школы организована областная научная площадка ТОГИРРО по использованию краеведения как средства социализации и адаптации личности ребенка в природной и социальной среде.
Какие ещё темы намерен поднимать школьный музей? Сегодня актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, основы архивного дела, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря которым воспитывается любовь к семье, Родине. Поэтому основными направлениями исследовательской деятельности могут стать: создание родословного древа, выявление семейных реликвий, изучение семьи в контексте истории страны, формирование семейного архива. Краеведческая работа по данным векторам будет способствовать повышению престижа семьи, воспитанию чувства гордости за своих предков, укрепит родственные связи.
Каждый человек проходит через школу. Вот почему тема «Мир детства» тоже должна быть одной из главных. Собранные в школе материалы со временем могут оказаться бесценными свидетельствами ушедшей эпохи. В связи с этим можно организовать сбор таких материалов, как изображения школы в разные годы (рисунки, фотографии, планы, макеты), фотографии учителей и учеников, различные свидетельства школьной жизни как процесса, атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, ручки, дневники и т.п.), детские сочинения, творческие работы.
Словом, родной край – локальная обозримая часть страны, которую следует познавать и изучать, чтобы понять и полюбить свой край, гордиться, что живешь на этой земле, стремиться сделать ее лучше.