На I Всероссийскую молодежную выставку графического искусства, развернутую в Тюменском музее изобразительных искусств, поступило больше четырех сотен работ из тридцати с лишним городов России, а также из Казахстана и Турции. Отбор прошли почти триста произведений. Почтенное жюри назвало сорок призеров и дипломантов, четверть из них – тюменцы.
Этот факт отраден сам по себе, тем более что судей-ская команда действительно подобралась представительная – в числе “жюристов” не только тюменские мэтры и их маститый коллега из дружественного Екатеринбурга, но и профессора специальных вузов Питера и Магнитогорска. Главное же, успех наших молодых талантов подтверждает, что идея “привлечь к искусству Тюмени художественный народ России”, которой поделился с гостями вернисажа председатель областного отделения Союза художников Александр Новик, возникла не на пустом месте.
В скором будущем ожидаются два серьезных события – в 2012 году Тюмень будет принимать передвижную выставку “Молодые художники Урала”, а в 2013-м к нам нагрянет “взрослая” выставка “Художники Урала”. Ну и что? – спросит человек несведущий. Однако знатоки оценят новость по достоинству: “Художники Урала” – выставка с историей, с традициями, проходит она раз в пять лет, собирая лучшее со всего Уральского края. Зрелые любители искусства помнят, как в 1979 году в только что открытом выставочном зале на Севастопольской разместилась огромная экспозиция современного искусства. Тогда уральская зональная выставка – единственный раз – гостила в Тюмени. И вот теперь наш город снова удостоен чести встречать мастеров одиннадцати регионов Урала. “Это большой и очень ответственный форум”, – подчеркивает Новик. Нынешняя выставка-конкурс как раз и затеяна Союзом художников в преддверии всеуральского смотра.
Показ молодежной графики не должен стать разовой акцией – не зря же в названии стоит слово “первая”. Со временем, надеются в Союзе, тюменская всероссийская обретет свое лицо, завоюет известность и престиж. Если, конечно, хватит сил (и средств) из года в год продолжать хорошее начинание… Пока же организаторы столкнулись с обычной проблемой молодежных проектов – участники, подав заявку, не торопятся с присылкой работ. Из-за этого открытие пришлось несколько раз переносить, сетует куратор выставки искусствовед Татьяна Сергейчук. И все равно многие опоздали… Досадно, что не все тюменские профессиональные вузы откликнулись на предложение поучаствовать в конкурсе. Судейство специально велось по двум категориям: “профи” и “студенты” – чтобы совсем зеленые, ищущие свой путь в искусстве, не потерялись на фоне молодых, но уже сформировавшихся художников.
От юных всегда ждут дерзости, остроты восприятия, свежего взгляда и творческого полета. Кажется, все это на нынешней выставке есть – разнообразие тем, стилей, подходов к материалу… Представлена и уникальная графика, то есть выполненная в одном экземпляре (как правило, от руки), и печатная, то есть тиражная. Искусствоведа Веру Субботину огорчило недостаточное внимание молодых к гравюре, “хотя это благодатный, красивый, благородный, изысканный вид техники”. Зато, как и следовало ожидать, прислано много компьютерной графики, в том числе социальных плакатов, авторы которых по-новому, остро раскрывают ставшие давно привычными проблемы.
“Выставка настолько разнообразна, а представленные работы настолько яркие и экспериментальные”, что сгруппировать их по каким-то формальным критериям не удалось. В экспозиции нет деления на студентов и профессионалов, на разделы рисунка, акварели, гравюры или, скажем, иллюстраций, на региональные школы. Эклектика? Да, но и спектр индивидуальностей – без ранжира и рамок. По мнению искусствоведа Оксаны Костко, авторы прислали в Тюмень самое сокровенное – именно то, чем им больше всего хотелось поделиться. Не так на выставках тематических или зарубежных, где часты работы “показные, манерные”, а над художником довлеет обязанность достойно представить страну… “Здесь больше лирики, больше интимного, доверительного начала, что мы, собственно, и любим в искусстве графики”.
Профессионалы оценивают творчество молодых без скидок на возраст и неопытность. “Мне показался слабым, малоинтересным раздел печатной графики, – отмечает Вера Субботина. – Некоторые работы вдруг напомнили о семидесятых годах: по манере, по технике, по образному решению”. Но у этого явления есть и положительная сторона –молодежь опирается на традиции и опыт предшественников, связь времен не распадается. Тем более, все сходятся во мнении: произведений неожиданных, острых, интересных, даже экстравагантных на выставке хватает. А художникам постарше, даже почтенным членам экспозиционной комиссии, глядя на них, захотелось сбросить лет этак “-дцать”, присоединиться к молодым и немного похулиганить, как в былые времена. Но – положение обязывает к мудрости: “Мне нравится, что есть преемственность, – говорит Григорий Демин. – Вслед за нами идут наши ученики. Жизнь продолжается”. А Константин Шохов добавляет: “Чем интересны всероссийские выставки? Тем, что представляют срез искусства страны на данный момент времени – плохо оно или хорошо, старо или ново, но оно такое, какое есть”.
Художников-графиков порой в шутку зовут графами и графинями. Сотрудники музея приглашают зрителей нанести визит в творческое графство, составив собственное мнение о потенциале молодых и о состоянии современного искусства. Выставка работает на втором этаже.