Битва за потолок

Барак Обама добился увеличения госдолга

На прошлой неделе разрешилась ситуация, которая несколько месяцев держала в напряжении весь мир. В ночь на первое августа президент США Барак Обама договорился с республиканцами о повышении потолка государственного долга на 2,4 триллиона долларов.

Решение было принято, как и прогнозировали многие эксперты, в последний момент. Если бы этого не произошло, то 2 августа американский минфин объявил бы технический дефолт, что в свою очередь могло привести к обвалу доллара и финансовых рынков.

Дело в том, что установленный 12 февраля 2010 года лимит госдолга (тогда потолок долга подняли с 12,4 до 14,3 триллиона долларов) был исчерпан 16 мая 2011 года. Тогда министр финансов Тим Гейтнер предупредил: правительство переходит на резервную схему работы правительственных фондов CDRDF и GFund, из которых выплачиваются компенсации уволенным госслужащим, и она будет работать до 2 августа.

С этого дня казначейство США могло оперировать только оперативным запасом ликвидности (порядка 70-80 миллиардов долларов), который кончался 15 августа. Поднять лимит можно лишь решением конгресса.

Кроме того, со 2 августа казначейство не имело технической возможности обслуживать проценты по государственному долгу (облигациям US Treasures) и было вынуждено выбирать, какие именно платежи оно твердо гарантирует выплаты по госдолгу (тогда неоплаченными остались бы, например, счета) или текущие выплаты (без гарантий выплат дохода по облигациям). Последнее и означает «технический дефолт» с неизбежным снижением суверенного рейтинга США и массовым выходом инвесторов из US Treasures.

Надо отметить, сенат, конгресс и президента США в неменьшей мере беспокоили и внутренние проблемы. Отказ от роста потолка долга означал резкое (примерно на 40-45 процентов) сокращение «незащищенных» расходных статей федерального бюджета уже с августа 2011 года и резкий рост стоимости заимствований штатов (сбалансированный бюджет сейчас имеют лишь около 30 процентов штатов, подсказывает «Коммерсант»).

А невозможность заимствований государственным казначейством делала абсолютно невыполнимым федеральный бюджет на 2012 год, начинающийся в США с осени: 2,23 триллиона доходов, 3,7 триллиона обязательств, дефицит –­ около 1,48 триллиона (9,8 процента национального ВВП).

Торги за «потолок», напоминают «Известия», велись с апреля 2011 года, последняя попытка решить надвигающуюся проблему предпринята 29-30 июля, и в ней уже были черты компромисса, о котором Барак Обама сообщил 1 августа.

Компромисс состоял в следующем. Потолок госдолга немедленно повышается в сумме на 900 миллиардов долларов (на 400 миллиардов – до сентября, ещё на 500 миллиардов – по отдельному решению конгресса до конца года) в обмен на безусловное сокращение на 917 миллиардов долларов федеральных расходов до 2021 года.

Создается «суперкомитет» конгресса из 12 человек (по три человека республиканцев и демократов в палате представителей и в сенате), который определит к 23 ноября, как уменьшить до 2021 года совокупный дефицит бюджета США ещё на 1,6 триллиона долларов.

Если предложения «суперкомитета» до 23 декабря будут приняты, Барак Обама получает право увеличить потолок ещё на 1,5 триллиона. Если нет – потолок госдолга увеличится на 1,2 триллиона, но расходы федерального бюджета США до 2021 года, в том числе бюджеты социальных программ (включая и Medicare) и Пентагона, автоматически будут сокращаться на сумму займов без обсуждений. Последний раз США попадали в такую ситуацию в 1953 году (но в ситуации уверенного роста экономики).

Наконец, до конца 2011 года конгресс США должен принять или отвергнуть поправку в конституцию о сбалансированном бюджете двумя третями голосов. От результатов предстоящего голосования «по потолку» судьба конституционной поправки напрямую не зависит, но это принципиально для программ всех кандидатов в президенты США. Как и вопрос о налогах с 2013 года.

Сейчас правительство, напоминает еженедельник «Деньги», не ограничено требованиями балансировать расходы с доходами, что и вызывает постоянный рост госдолга.

Таков расклад.

О том, что после продолжавшихся последние несколько дней переговоров администрации всё же удалось договориться с лидерами республиканской оппозиции, стало известно вечером в воскресенье 31 июля, напоминает «Российская газета».

В 20.20 по вашингтонскому времени, когда в Москве была уже глубокая ночь, пресс-служба Белого дома распространила экстренное сообщение, объявив, что президент Барак Обама выступит со специальным обращением к нации. Пресс-конференция главы Белого дома, состоявшаяся ровно через 20 минут, была неожиданно короткой.

«Нам ещё предстоит провести важные голосования в конгрессе, но я хочу объявить, что лидеры обеих партий в обеих палатах достигли соглашения, которое сократит бюджетный дефицит и позволит избежать дефолта, объявление которого привело бы к катастрофическим последствиям для экономики страны», – заявил Барак Обама.

Финальный раунд переговоров, в котором, кроме президента США, участвовали вице-президент Джо Байден, лидер республиканского меньшинства в верхней палате Митч Макконнелл и спикер сената Гарри Рид, начался в 9 утра в воскресенье и продолжался почти 11 часов.

Как признал в ходе спешно созванной пресс-конференции Барак Обама, ради соглашения с представителями республиканской оппозиции ему пришлось пойти на серьезные уступки.

«Если вы спросите, предпочел бы я сам подобную сделку, то я отвечу: нет, – заявил он. ­– Мы могли бы настоять на том, чтобы прямо сейчас провести необходимые правовые реформы и внести изменения в налоговое законодательство вместо того чтобы дожидаться решения специального комитета конгресса. Но этот компромисс позволяет нам начать процесс сокращения дефицита и гарантирует, что мы не столкнемся с подобным кризисом через шесть, восемь или двенадцать месяцев».

Документ, получивший название Budget Control Act Amendment, был подписан главой Белого дома и обрел силу закона во вторник вечером, ровно через час после того как сенат конгресса США поддержал план повышения лимита госдолга страны 74 голосами «за» при 26 против.

Несколькими часами ранее, в ночь с понедельника на вторник, 74-страничный документ одобрила палата представителей конгресса США. Итоги голосования в нижней палате Конгресса, контролируемой республиканцами, выглядят так: 269 голосов за (в том числе 174 республиканца и 95 демократов) и 161 против (66 республиканцев и 95 демократов).

То есть демократы оказались несговорчивее республиканцев. Их недовольство объяснимо. Первоначально они требовали добиться сокращения дефицита путем повышения налогов на богатых. Однако в итоге республиканцам удалось сделать так, чтобы повышение налогов не вошло в обязательный список мер.

Более того, процесс сокращения бюджетных расходов затронет ряд социальных программ, которые Барак Обама обещал своим избирателям в 2008 году. Согласно прогнозам бюджетного комитета конгресса, могут быть пересмотрены размеры субсидий фермерам, объемы финансовой помощи учебным заведениям, дополнительные пенсионные выплаты госслужащим, а также программы медицинской помощи Medicare и Medicaid.

В течение ближайших пяти лет конгресс должен одобрить повышение возраста участников программы Medicare с 65 до 67 лет и внести изменения в список медицинских услуг, полностью оплачиваемых государством, поясняет еженедельник «Власть».

Всё это может оттолкнуть от президента Обамы молодежь, чернокожее население и пенсионеров, поддержка которых во многом обеспечила ему победу в 2008 году.

«Обсуждение законопроекта показало, каких результатов можно добиться с помощью банального шантажа, – заметил вашингтонский политолог Дуглас Шен. – Под давлением республиканцев Барак Обама был вынужден публично отказаться от собственных предвыборных обещаний, согласившись пойти на невиданное сокращение расходов».

Правда, взамен демократы оговорили, что серьезным сокращениям будет подвергнут бюджет военного ведомства. Уже в 2012 году финансирование Пентагона может быть уменьшено на 17 миллиардов долларов, замечает «Независимая газета».

Накануне решающего голосования в конгрессе Белому дому пришлось приложить огромные усилия. Вице-президент Джо Байден провел закрытую встречу с членами фракции демпартии, не скрывавшими недовольства условиями соглашения. По их мнению, Белый дом капитулировал под нажимом представителей консервативного движения.

«Мы вели переговоры с террористами! – объявил конгрессмен Майк Дойл. – И теперь крошечная группка финансовых экстремистов запрещает нам тратить деньги!». В ответ вице-президент США заметил, что администрации просто не оставили другого выхода. «Лидеры республиканцев приставили нам к голове пистолет», – объяснил Джо Байден.

К уговорам присоединилась лидер демократического меньшинства в конгрессе Нэнси Пелоси, призвавшая товарищей по партии «слезть с забора, на котором все расселись», и подумать о том, что случится, если наступит дефолт. «Пожалуйста, спуститесь на землю – хотя бы ради того, чтобы предотвратить катастрофу!» – просила она.

Однако что нам до подобных деталей?

2 августа международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P), одно из трех рейтинговых агентств «большой тройки» (S&P, Moody’s и Fitch) пошло на радикальный шаг, снизив кредитный рейтинг США на одну ступень с ААА до AA+ с негативным прогнозом.

Подобное происходит впервые в истории рейтинговых агентств и кредитной истории Соединенных Штатов. Финансовые аналитики отмечают, что «в учебниках, по которым они учились, написано, что рейтинг США AAA, и так было всегда», но жизнь доказала обратное.

Остальные участники «большой тройки» сохраняли выдержку: 2 августа Moody’s заявило, что оставляет суверенный рейтинг США на уровне ААА, но с негативным прогнозом, а аналитики Fitch, комментируя решение по повышению планки госдолга, заявили: «Риск суверенного дефолта остается чрезвычайно низким... и достижение соглашения обеспечит США сохранение рейтинга ААА в среднесрочном периоде».

Как бы там ни было, фондовый рынок, а вместе с ним и цены на нефть, затрясло. Ведущие западные индексы потеряли за неделю 6,3-11 процентов и вернулись к значениям осени прошлого года. Сильнее рынки падали только в октябре 2008 года, в самый разгар мирового финансового кризиса. Инвесторы опасаются его повторения, что может быть вызвано возрастающими долговыми проблемами в еврозоне и началом рецессии в США.

При этом финансовые власти имеют весьма ограниченные возможности по исправлению ситуации, прежде всего – печатный станок.


3343